13.04 О реализации Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части проведения государственной историко-культурной экспертизы на земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению»
Слайд № 1. Тема выступления.
В республике реализуется ряд инвестиционных проектов в области сельского хозяйства, промышленности, других отраслей экономики – как в рамках национальных проектов, государственных и республиканских программ, так и государственно-частного партнерства. Очевидно, что работы будут продолжены в ближайшие годы.
Слайд 2. 73-ФЗ
Минкультуры Чувашии является органом охраны объектов культурного наследия и руководствуется требованиями федерального закона №73. Министерство выполняет также переданные федеральные полномочия по охране объектов культурного наследия федерального значения. Напомню, что все объекты археологии, в том числе вновь выявленные, являются памятниками федерального значения.
Поэтому для нас важно не создавать сложностей при проведении планируемых инвестиционных проектов, не нарушая при этом требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.
Слайд 3. Важные изменения
Информирую, что в последние месяцы внесен ряд важных изменений в федеральных нормативных актах.
Главное из них в том, что 31 декабря 2019 года Правительством России как одно из условий для выдачи положительного заключения государственной экспертизы по ПСД указано наличие акта государственной историко-культурной экспертизы земельных участков.
С другой стороны, постановлением Правительства РФ от 10 марта 2020 г. № 259:
во-первых, сокращается с 45 до 15 рабочих дней максимальный срок рассмотрения и согласования акта экспертизы органом охраны. В этот срок входит и обязательное общественное обсуждение результатов акта экспертизы на сайте Министерства (сокращено с 15 до 7 рабочих дней).
во-вторых, упрощается порядок проведения экспертизы (допускается проведение экспертизы той части земельного участка, которая непосредственно подлежит воздействию работ);
Слайд 4. Механизм взаимодействия.
В законе прописан механизм взаимодействия заказчика/застройщика и уполномоченного органа в области охраны объектов культурного наследия.
Он представлен на слайде.
Проектным организациям Чувашской Республики, а органам исполнительной власти и местного самоуправления необходимо его учитывать при выполнении инвестиционных проектов, закладывать достаточный срок и предусматривать средства на проведение историко-культурной экспертизы.
Заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения о возможности проведения работ на этих земельных участках. Его готовит аттестованный эксперт.
Министерство рассматривает два вида запросов от заинтересованных организаций:
- о предоставлении сведений о наличии или отсутствии объектов археологии на земельных участках;
- если нет сведений, то заключение о необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы земельных участков.
Запросы, к сожалению, поступают в Министерство лишь на стадии завершения государственной экспертизы ПСД. Необходимо, чтобы историко-культурная экспертиза проводилась в начале работ, так чтобы не задерживать в самый последний момент процесс получения экспертизы ПСД.
Обращаю внимание, что изменения в законодательстве делают невозможной его обойти кому бы то ни было и толковать его как-либо иначе.
Слайд 5. Информация о проведенных экспертизах
Историко-культурная экспертиза проводится аттестованными Министерством культуры Российской Федерации экспертами. В Чувашской Республике в последние годы экспертизу проводили эксперты из Йошкар-Олы, Саратова, Казани и Нижнего Новгорода. В Чувашской Республике аттестованных экспертов нет, но археологи Чувашии работают с экспертами из Йошкар-Олы, Саратова, Москвы, Казани.
Самая полная и оперативная информация об аттестованных государственных экспертах по проведению Государственной историко-культурной экспертизы размещена на официальном сайте Минкультуры России в разделе «Открытые данные».
Слайд 6. Археологи.
Историко-культурная экспертиза проводится на Технический отчет по археологическому обследованию земельного участка, подготовленный профессиональными археологами, имеющими разрешение (Открытый лист), выданное также Министерством культуры Российской Федерации.
К сведению: в Чувашской Республике работают всего 7 профессиональных археологов, имеющих такое право, 6 из них работают в государственных учреждениях:
Из этого списка следует, что только один является индивидуальным предпринимателем, входит в Чувашское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и, будучи освобожденным от обязанностей по трудовому договору, может полностью посвятить себя археологическим исследованиям.
Слайд 7.
Информация о выданных разрешениях (Открытых листах) на проведение археологических работ размещается на официальном сайте Минкультуры России в разделе «Открытые данные». Он на слайде.
Слайд 8. 3-х томник
Недостаточное финансирование, узкий круг археологов может негативно сказаться на развитии археологии Чувашии. Об этом было сказано и в ходе одного из заседаний Совета по развитию гуманитарных наук Чувашской Республики. В 90-х годах XX века полевые исследования в Чувашии почти не проводились. В 2001 году в Чувашском гуманитарном институте был воссоздан отдел археологии в составе 3-х научных сотрудников, разработана концепция развития археологической науки Чувашии. Совместно с вузами ЧГУ и ЧГПУ начата планомерная работа по подготовке кадров археологов, работу конечно, необходимо было бы продолжить.
В целом, по признанию специалистов, территория Чувашии с точки зрения археологии изучена недостаточно, археологическую разведку с целью выявления и дальнейшего сохранения новых историко-культурных памятников необходимо продолжать. При отсутствии действий со стороны государства этим будут заниматься и уже занимаются так называемые «черные» археологи.
Предлагается организовать планомерную и опережающую работу по археологическому исследованию территории республики для научных целей. В таком случае участки для исследования в рамках выполнения ежегодного государственного задания (например, Института гуманитарных наук) в некоторой части можно было бы коррелировать с планами инвестиционного развития республики. На основании имеющихся кратких научных докладов выдача формы №1 об отсутствии на участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, могло бы происходить гораздо быстрее.