В Чувашском художественном музее экспонируется картина «Маршалы Василевский и Мерецков на Красной площади»
Монументальное историческое полотно, написанное в 1949 году художником-фронтовиком Борисом Преображенским и переданное в Чебоксары дирекцией художественных выставок и панорам Комитета по делам искусства при Совете Министров СССР, можно увидеть в экспозиции «Подарившим народам Победу». Она продлится в Чувашском художественном музее до середины июня.
Поскольку картина довольно большая (269 на 338 сантиметров), ее достают из запасников не так-то часто и лишь по особым случаям. «Источником изображенного сюжета стал явно не Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, — считают в музее. — Кирилл Мерецков в то время командовал войсками сводного полка Карельского фронта, а Александр Василевский шел перед сводным полком 3-го Белорусского фронта. Да и день был дождливый и пасмурный, тогда как на полотне небо чистое и ясное, и все изображение как бы залито розоватым утренним светом. Впрочем, хотя работа требует еще более внимательного изучения, это не мешает по достоинству оценить ее живописные качества и ощутить радостную атмосферу наступления мира на земле».
80-летие Великой Победы — повод не только насладиться стройностью композиции, динамичностью линий и богатством цветовой палитры, но и вспомнить об авторе произведения. Борис Преображенский родился неподалеку от Пензы, после окончания Пензенского художественного училища поступил в Московский художественный институт.
Военная тема была ему особенно близка. Числясь простым красноармейцем, он служил в кавалерийском корпусе, участвовал в Битве за Москву, а День Победы встретил в Праге. «Пламенный патриот и наблюдательный художник не покладая рук работал над созданием картин, отображающих боевые дела гвардейцев-конников», — отметил начальник штаба корпуса в представлении Бориса Преображенского к ордену Красной Звезды.
Яркий след в биографии мастера оставила студия военных художников имени Митрофана Грекова, участники которой совмещали службу в армии с творческой деятельностью, создавая агитационные материалы и фиксируя на бумаге все, что происходило на полях сражений, в штабах и воинских частях. Тяжелые походные условия, в которых жили советские бойцы, казалось, только разжигали огонь вдохновения и усиливали желание созидать. Десятки карандашных набросков, рисунков и этюдов, портреты солдат, офицеров и боевых товарищей — все это было для Бориса Владимировича своего рода отдушиной, возможностью хотя бы ненадолго перенестись в мир искусства и вместо грохота снарядов услышать пение муз.
«Часто художник получал задание — запечатлеть лучших командиров и отличившихся бойцов Красной Армии, — рассказывают в музее. — Поэтому он бывал и на передовых позициях, и в тылу, и в отрядах партизан. Главные герои его произведений, многие из которых были написаны прямо в окопах — воин-защитник, воин-победитель, воин, прошедший через огонь и дым, кровь и боль, страх и смерть». Однажды по просьбе артиллеристов Борис Преображенский нарисовал панораму переднего края противника, забравшись на дерево с биноклем.
Впоследствии фронтовые зарисовки, каждую из которых можно назвать подлинным документом эпохи, вошли в цикл «Дороги войны». Также среди полотен Бориса Владимировича — картины с такими говорящими названиями, как «Вручение знамени 3-й гвардейской дивизии» и «Взятие Ровно частями 6-го Гвардейского кавалерийского корпуса», «Отступление немцев» и «Разгром итальянского альпийского корпуса кавалеристами 6-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майора С.В. Соколова». Некоторые из них хранятся в Центральном музее Вооруженных Сил и в Музее Победы на Поклонной горе.