Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Директор Российской государственной детской библиотеки отметила успехи Чувашии по сохранению чувашского языка

Директор Российской государственной детской библиотеки отметила успехи Чувашии по сохранению чувашского языка

Российская государственная детская библиотека высоко оценила работу Чувашии по сохранению чувашского языка. Директор учреждения Мария Веденяпина направила письмо в адрес Министра культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Светланы Каликовой, в котором отмечаются значительные достижения республики в деле сохранения чувашского языка и культурного наследия региона:

«Забота о детях в нашей стране является не только неотъемлемой частью нашей культуры, национальной традицией, но и приоритетным направлением деятельности государства.

С большим удовольствием хочется отметить эффективную работу библиотек Чувашской Республики в области сохранения чувашского языка и культурного наследия региона. Деятельность библиотек служит ярким примером содействия развитию национальной идентичности и патриотического самосознания детей и подростков.

Важным фактором формирования инфраструктуры, направленной на привлечение подрастающего поколения к чтению, в том числе произведений чувашских писателей и поэтов, изучение и развитие родного языка, истории, культуры, традиций и ремесел Чувашии, является создание 20 модельных муниципальных библиотек, из них 3 детских, в рамках национального проекта «Культура», инициативы «Семейные ценности и инфраструктура культуры» федерального проекта «Семья».

Благодаря инициативе Главы Республики Чувашия Олега Алексеевича Николаева по стандартам нацпроекта «Культура» дополнительно осуществляется модернизация муниципальных библиотек региона на средства республиканского бюджета. В 2024 году открылись в новом статусе 8 библиотек, прошедших конкурсный отбор. На их качественное преобразование выделено 60 млн руб. Обладая современным оборудованием и высокотехнологичной техникой, лучшими образцами художественной и современной детской литературы, обновленные библиотеки становятся настоящими центрами притяжения подрастающего поколения, способствуя разностороннему развитию и приобщению к традиционным российским духовно-нравственным и культурным ценностям.

Особое значение модельные библиотеки приобретают в контексте продвижения национального наследия. Они становятся площадками для проведения культурных событий, мастер-классов и лекций, в ходе которых юные читатели получают возможность ознакомиться с богатством чувашских традиций, фольклором, искусством. Их роль в сохранении чувашского языка и культуры невозможно переоценить, ведь именно здесь закладываются основы уважения к языку предков и родным традициям, которые будут передаваться из поколения в поколение.

Неизменный интерес профессионального сообщества России вызывает проектная краеведческая деятельность Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки.

Значимый вклад в обеспечение доступности произведений чувашских авторов, адресованных юным читателям, вносит электронная библиотека «Писатели Чувашии - детям», созданная на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. На начало 2025 г. в ней представлено более 3000 произведений в различных форматах 85 чувашских писателей и поэтов. Цифровая коллекция не только позволяет сохранить литературное наследие писателей региона, но и сделать его доступным для будущих поколений, а также представителей национальных диаспор, проживающих далеко за пределами Чувашии, что особенно важно в условиях глобализации и цифровизации.

Ключевую роль в развитии национальной литературы играет подготовка будущих писателей - молодых лидеров. Она осуществляется в ходе проведения обучающих занятий и мастер-классов в литературной лаборатории «Сила слова», созданной совместно с Чувашской республиканской организацией Общероссийского профессионального союза работников культуры на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив. Здесь под руководством преподавателей ведущих вузов Чувашии и профессиональных писателей одаренные дети и представители молодежи обретают навыки литературного анализа, писательского мастерства, находят единомышленников и наставников, создают авторские литературные произведения на чувашском и русском языках, внося свой вклад в сохранение и развитие родного языка и литературы.

Успешно продолжает работу Лаборатория детского и подросткового чтения #ЗнайЧитай, открывшаяся благодаря победе коллектива библиотеки во Всероссийском конкурсе методических разработок литературных и краеведческих занятий для детей «Сказки нашего края», организованном Российской государственной детской библиотекой. С момента открытия по настоящее время в лаборатории проведено более 200 мероприятий, участниками которых стали около 6 тыс. человек. Это – интерактивные уроки по изучению истории письменности, занятия мультстудии «АнимаТус» проекта «Этникум», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, клуба по изучению родного языка «Чĕвĕл-чĕвĕл чĕкеçсем. Щебет ласточек», представления кукольного театра «Чувашская сказка - мой спутник и друг», мастер-классы школы чувашской вышивки «Узоры матерей», открытой на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, и др. Примечательно, что на оснащение Лаборатории #ЗнайЧитай целевые средства в размере 1,1 млн рублей были выделены из республиканского бюджета благодаря поддержке Главы Чувашской Республики. Это позволило библиотеке провести ремонт помещения и его брендирование, а также приобрести специализированную мебель, тем самым создать не только комфортное пространство, но и уникальную этническую атмосферу.

Активная деятельность библиотек Чувашской Республики вдохновляет и служит примером для других регионов России. Уверена, что совместными усилиями мы сможем сохранить культурное наследие нашей страны и воспитать новое поколение граждан, гордящееся своим самобытным языком и российской культурой в целом».