Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

За региональным кино будущее

За региональным кино будущее

XVII Чебоксарский международный кинофестиваль завершился

Кино — это путешествие в разные миры, культуры, традиции, религии. Оно позволяет понять иной менталитет и прикоснуться к сакральным таинствам других народов. В XVII Чебоксарском международном кинофестивале участие приняли кинематографисты из 15 стран. В конкурсной программе они представили 35 фильмов. Ну, а жители Чувашии получили возможность с ними ознакомиться на бесплатных показах.


Вдохновлены судьбами
Из тех кинокартин, на которые я попала за время кинофестиваля, наибольшее впечатление на меня произвел полнометражный фильм “Дерево судьбы” туркменского режиссера Сахысалых Байрамова.
Далекий от европейских полей сражений, Туркменистан вынес все тяготы Второй мировой и внес достойный вклад в борьбу с нацизмом. В первые же дни войны начался поток заявлений от добровольцев с просьбой зачислить их в ряды действующей армии. Вот и по сюжету фильма на фронт ушел Якубджан, оставив дома беременную жену Нязик. Он обещал вернуться и наказал любимой ухаживать за деревом урюк.
Это фильм о вере и преданности. Вскоре после начала войны дерево высохло, но любящая жена продолжала его поливать в надежде, что однажды оно снова зацветет и принесет плоды. И спустя 50 лет со дня окончания войны она ждала своего мужа. Даже после того, как сын Умытджан нашел его могилу в Республике Беларусь. Долго вглядываясь в родное имя на плите, Нязик сказала: “Чувствует сердце, что твоего отца здесь нет”. Каково же было удивление соседей, сына и внучки (а также зрителей в кинозале), когда по возвращении домой они увидели зацветший урюк. А спустя некоторое время вернулся домой и ее муж. И это спустя 50 лет!
Что самое невероятное, фильм был основан на реальных событиях. Как поведал режиссер, Якубджан был контужен на полях сражений в Беларуси. Медсестры перепутали его документы с документами сослуживца. И практически 50 лет он жил в Республике Беларусь под фамилией Гончаров, не помня своих корней и своего имени. Память вернулась неожиданно, когда его ударило током во время ремонта радиоприемника. Тогда он и возвратился на родину.
Удивительная история и невероятная судьба! Кроме того, фильм поразил меня глубоким погружением в культуру туркменского народа. Здесь и прекрасный колорит национальных костюмов, и игра на музыкальном инструменте дутар, и процесс валяния кошмы.
“Дерево судьбы” получило специальный приз жюри.
Не только события давно минувших дней, но и настоящие реалии вдохновляют кинорежиссеров и сценаристов. Режиссер из Армении Асмик Мовсисян в своем фильме “250 км” рассказывает о событиях в Нагорном Карабахе в 2020 году. В центре сюжета 14-летний мальчик Ваге Саргсян, который, оказавшись в эпицентре обстрелов, берет ответственность за семью, соседей и незнакомых женщин с детьми и перевозит их всех в безопасное место, за 250 км от эпицентра военных действий.
Этот фильм также основан на реальных событиях. Он о том, как внезапно война врывается в жизнь мирного населения. Главную роль сыграл юный герой — участник описываемой истории. “250 км” одержали победу в номинации “Лучший актерский ансамбль”.

  • Александр ПРОШКИН, художественный руководитель кинофестиваля, кинорежиссер, сценарист, народный артист России:
    — У Чебоксарского международного кинофестиваля есть свое неповторимое лицо, которое из года в год становится всё ярче и выразительнее, — это конкурс регионального и этнического кино, который относится с колоссальным уважением к каждой национальной культуре. Русское кино всегда было наполнено эмпатией, уважением к простому человеку и бесконечной добротой. Это мы видим и в работах конкурсантов. Хочу пожелать успеха и процветания Чебоксарскому международному кинофестивалю.


Фильм, который любят
Легенды и присказки о могущественных нойдах встречаются во многих европейских странах. Увековечил их и Уильям Шекспир в “Комедии ошибок”. Споры о том, исчезли или нет саамские шаманы, ведутся исследователями по сей день. Сестры из Санкт-Петербурга Мария и Анна Стрельцовы, побывав в Мурманской области и ознакомившись с укладом жизни этого народа, их ритуалами и языком, сняли художественный фильм “Нойды: Северные ведьмы”. Получилось невероятное погружение в культуру саамских шаманок, уединенно живущих в лесу и придерживающихся своего традиционного уклада.
Фильм получил диплом за “Лучшую работу звукорежиссера”. “Во время съемок у нас пропал звук, и всё, что вы слышите в фильме, было сделано с нуля. Поэтому нам особенно приятно, что члены жюри высоко оценили звук в нашей картине”, — поделилась исполнительный продюсер Диана ЗАРГАРОВА.
А вот приз зрительских симпатий получил фильм “Дом” режиссера из Уфы Фарзаны. Это достаточно легкая и душевная история об одиноком старике, единственном жителе деревни, который не может покинуть отчий дом. Зрители с умилением наблюдали за тем, как главный герой (мы даже не знаем его имени, так как к нему никто не обращается) ремонтирует заборы соседей, ухаживает за больным коршуном.
Кульминационным моментом становится попытка сына увезти отца в город. Внутренние переживания старика отражаются в его действиях и эмоциях. Он с замиранием сердца смотрит, как сын заколачивает окна и двери дома. Потом просит остановить машину и поднимается на холм пешком. А там на каждом шагу вспоминает события из жизни, связанные с родным краем. Когда сын в нетерпении подходит к отцу, тот говорит: “А помнишь, как мы посадили с тобой дерево? Ты соревновался с ним, кто быстрее вырастет. А когда проиграл, расстроился и побежал за пилой. Ты хотел его погубить, а я тебя остановил. Сегодня эта пила за мной пришла”. Тут сын и понял, что его отец душой и телом прирос к родной земле. Он вернулся в город, а старик продолжил свою уединенную жизнь дома.
“Я недавно задумался, почему же часто мнение зрителей не совпадает с мнением жюри. И пришел к удивительному выводу, что зритель голосует за фильм, который он любит, а жюри голосует за то кино, которое оно хотело бы видеть на экранах”, — справедливо заметил председатель жюри конкурса игровых фильмов Эдгар БАГДАСАРЯН на церемонии награждения.

Чувашия расширяет границы
Если бюджет фильма “Дом” составил 1,4 млн рублей, режиссер получил грант в размере 800 тысяч и привлек частных инвесторов, задействовал киностудию Башкортостана, профессионального оператора, актеров, в том числе коршуна Терминатора, то режиссеры из Чувашии Николай Семенов и Зоя Илларионова сняли фильм “Березовый сок” без финансирования, усилиями бывших студентов Чувашского государственного института культуры и искусств. В главных ролях выступили дочери Зои — Ольга и Ульяна Илларионовы  и их друзья из деревни Именево.
“События происходили в 1981 году. Когда мы с друзьями по­шли за березовым соком в лес через Волгу, чуть не утонули. В тот год началось половодье. Я так же, как и главная героиня в фильме, намочила носки, а когда сушила, спалила их. Меня, конечно, дома поругали, — рассказала Зоя ИЛЛАРИОНОВА. — Мы посвящаем фильм “Березовый сок” памяти наставника Владимира Карсакова, который объединил нас в такой замечательный творческий союз. Призываем земляков принять активное участие в Чебоксарском международном кинофестивале в будущем году”.
“В XVII Чебоксарском международном кинофестивале приняли участие кинематографисты из 15 стран: России, Италии, Великобритании, Германии, Греции, Австрии, Индии, Ирана, Кыргызстана, Бангладеш, Абхазии, Туркменистана, Армении, Таджикистана и Республики Беларусь. Здорово, что у нас сложилась традиция встречаться в Чувашии и смотреть фильмы, которые заставляют задуматься о важном, наполниться новыми идеями, вдохновением.
Мы верим, что Чебоксарский кинофестиваль будет жить и развиваться, а неиссякаемый интерес, который проявляют деятели искусства к кинофестивалю, будет только крепнуть”, — подчеркнула на церемонии закрытия кинофестиваля министр культуры Чувашии Светлана КАЛИКОВА.

Министр культуры Чувашии Светлана КАЛИКОВА.



Газета «ГРАНИ»
01 июня 2024
17:04
Поделиться