Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Республиканская детско-юношеская библиотека знакомит с историей письменности и книги

Республиканская детско-юношеская библиотека знакомит с историей письменности и книги

В Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке состоялась карусель историй «Необычная история обычной книжки», в рамках которой воспитанников подготовительной к школе группы детского сада №158 города Чебоксары в увлекательной форме ознакомили с историей письменности и книги.

В начале встречи вместе с заведующим отделом обслуживания Наталией Романовой ребята рассуждали о том, что же такое книга и зачем она нужна. «Книга помогает узнать много нового, развиваться, творить, путешествовать по разным странам и континентам, а также во времени», – к таким выводам пришли юные читатели.

«Книга – одно из величайших чудес света, удивительное изобретение человека. Это знакомый с раннего детства предмет. Мы привыкли к ней как к воздуху, солнцу, воде. Я думаю, что никто из вас не сможет вспомнить день и час, когда впервые взял в руки книжку. Вам, наверное, кажется, что книга была в вашей жизни всегда. Так оно и есть. Но книги не всегда были такими, какими мы привыкли видеть их сейчас», – отметила библиотечный специалист, приглашая мальчишек и девчонок совершить погружение в историю. В ходе мероприятия дети узнали о том, кто такие сказители, какие способы передачи информации использовали древние люди, какими были первые книги и из чего они были сделаны. С удивлением для себя ребята открыли множество интересных фактов. К примеру, в древние времена перуанские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу; другие народы для обозначения своих мыслей и действий использовали вампум (связки раковин или камешков различной формы или цвета); в Центральной Африке жители при общении друг с другом применяли предметные послания – ароко (шнуры из тростника, на которые нанизывались раковины, орехи или другие предметы).

Особое внимание детей вызвал рассказ о пиктографическом письме, пришедшем на смену узелковому. В этот момент мальчишки и девчонки смогли проявить себя учеными-исследователями, обнаружившими скалу с рисунками. Объединившись, им предстояло расшифровать то, что древний художник изобразил на камне.

В продолжение игры ребятам рассказали об идеографическом письме (посредством иероглифов) и самых первых книгах, в качестве которых выступали глиняные таблички (в Месопотамии), длинные ленты папируса (в Древнем Египте), бамбук (в Китае), восковые таблички (в Древнем Риме) и т.д. Мальчишки и девчонки попробовали писать на цере писалом.

Особый интерес дошколят вызвал рассказ о возникновении письменности на Руси, применении бересты в качестве писчего материала, а также технологии изготовления книг с ее использованием. Вспомнили и о книгах на пергаменте, книгах-кодексах. Кроме этого, библиотечный специалист пояснила ребятам, что такое буквица и где ее можно увидеть в тексте; рассказала о том, когда и где впервые появилась бумага, первые печатные станки и первые печатные книги. «Обычная книжка имеет вот такую необычную длинную историю. Как мы убедились, она прошла огромный путь, прежде чем стала такой, какой вы привыкли видеть ее сейчас. Ее история продолжается, и сегодня книгоиздатели удивляют нас различными форматами изданий», – подвела итог путешествия Наталия Николаевна.

Познавательное мероприятие продолжилось конкурсом «Отгадай жанр книги по описанию» и театрализацией русских народных сказок «Репка» и «Теремок» в Лаборатории детского и подросткового чтения #ЗнайЧитай. Используя перчаточные куклы, будущие первоклассники проявили способность пересказывать тексты и артистизм.



Республиканская детско-юношеская библиотека
29 мая 2024
13:46
Поделиться