Актуальные вопросы организации обслуживания детей и молодежи в центре внимания библиотечных специалистов
Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека в рамках Школы библиотечной инноватики провела первый зональный практико-ориентированный семинар.
В профессиональном мероприятии, которое состоялось 21 февраля в Лаборатории детского и подросткового чтения #ЗнайЧитай Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки, приняли участие руководители и специалисты муниципальных общедоступных и детских библиотек централизованных библиотечных систем Алатырского, Ибресинского, Порецкого муниципальных округов, гг. Алатырь, Новочебоксарск, Шумерля.
Обращаясь к участникам, директор Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки Татьяны Вашуркина обозначила тему предстоящего семинара, отметив, что обширная проектная деятельность библиотеки позволяет не только создавать комфортные пространства для детей и молодежи, но и является своеобразной основой для реализации самых смелых идей, открытия и воплощения новых направлений библиотечной работы.
Таким примером, соединяющим аспекты культуры в процессе воспитания новых поколений, является уникальный проект, направленный на приобщение детей к чтению – Лаборатория #ЗнайЧитай. Современный формат погружения в историю русской письменности, русской народной сказки, региональной (локальной) культурной идентичности продемонстрировала заведующий сектором культурных программ отдела обслуживания Наталья Степанова.
В своем выступлении заместитель директора Наталия Мисина обратила внимание присутствующих, что, сочетая традиционные и инновационные приемы, подходы и формы в библиотечном обслуживания, необходимо следовать целям государственной политики, изложенным в ряде документов: Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Распоряжении Правительства России «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и др. Соблюдение требований норм законов определяет противодействие распространению деструктивной идеологии, в том числе среди детей, подростков и молодежи.
Роль семьи в литературной социализации детей и подростков и партнерства как фактора успешной программно-проектной деятельности по продвижению чтения среди семей с детьми раскрыла заведующий отделом обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста Екатерина Плеханова. Она подробно осветила составляющие социализации: формирование мировоззрения, творческого мышления, развитие высокой социальной активности, социальную ответственность, уважение к законам и моральным ценностям, гражданское мужество, внутреннюю свободу и собственное достоинство.
Руководитель Центра сопровождения и социализации подростков «ТОП» Центра образования и комплексного сопровождения детей Ольга Пашковская ознакомила библиотечных специалистов с основными задачами и направлениями деятельности Центра, реализуемыми проектами, формами работы с подростками и родителями. В диалоге также состоялось обсуждение важных вопросов взаимодействия субъектов профилактики в процессе формирования социально-ответственного поведения подростков через развитие подростковых пространств.
Далее заведующий информационно-библиографическим отделом Наталия Петроградская рассказала о платформенном продукте НЭБ.Дети, который является технически и концептуально усовершенствованным продолжением Национальной электронной детской библиотеки и составной частью НЭБ. В условиях информатизации сферы культуры и компьютеризации муниципальных и сельских библиотек НЭБ.Дети позволяет библиотекам частично решить проблему комплектования фондов детской литературой с помощью организации доступа к ресурсам НЭБ.Дети через технологию «виртуальных залов».
Мероприятие продолжили обзоры, в которых заведующий отделом обслуживания Наталия Романова представила книги лауреатов литературных премий для детей и подростков (Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков, Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина, Национальной премии в области детской и подростковой литературы и др.), заместитель главного редактора Чувашского книжного издательства Ольга Федорова показала новинки, среди которых «Детское счастье мое» Федора Козлова, «Тополиная история» Алевтины Корочковой, «Ачалăхăм = Мое детство» Константина Малышева, «Лесная история и не только» Елены Черкуновой, сборник «Чĕре тĕпĕнчи туйăм = Неземное чувство» (составитель Ольга Федорова) и др.
Практико-ориентированный семинар завершился анкетированием и обменом мнениями. Участники получили методические и презентационные материалы по теме мероприятия.