Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Участник фестиваля «Вышитая Россия» в Чувашии - Республика Калмыкия

Участник фестиваля «Вышитая Россия» в Чувашии - Республика Калмыкия

19-20 августа в Чебоксарах пройдет Всероссийский фестиваль «Вышитая Россия». На фестиваль приедут мастера более 60 субъектов России, и привезут вышитые карты своих регионов. Знакомьтесь, участники проекта!

Вышитая карта Республики Калмыкия.

Размер карты: 25 х 32 см.

Организатор: БУ Республики Калмыкия «Республиканский Дом народного творчества».

Мастер вышивки: Деляш Давыдовская, заведующий отделом народного художественного промысла БУ Республики Калмыкия «Республиканский Дом народного творчества».

На карте вышиты 13 районов Республики Калмыкия на едином полотне.

При изготовлении панно мастер использовала бисер, мулине, крученые шнуры, нити для золотного шитья, металлические пластины, традиционно калмыцкая вышивка выполняется на бархате темного цвета.

В работе применена техника «вприкреп», вышивка «зег», бисерная вышивка.

В основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков. Каждому из орнаментов в декоративном калмыцком искусстве определены свое место и техника исполнения.

Типичная в орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов: желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного. Для многих работ характерна также цветовая гамма из четырех цветов: желтого, зеленого, красного и черного. Все цвета имели символическое значение.

Все известные ныне мотивы калмыцкого орнамента можно подразделить на четыре исторически сложившиеся группы: геометрические, растительные, животные и астральные.

К геометрическим мотивам относятся: точки, линии, полосы, зигзаги, квадраты, треугольники, окружности, крестообразные и сердцевидные фигуры, всевозможные розетки, решетки и т.д.

На характер растительного орнамента Калмыкии в первую очередь влияла окружающая природа, тесно связанная с жизнью и бытом скотовода. Так, в золотошвейном искусстве нашла отражение богатая флора степи. Условия кочевой жизни способствовали постепенному сложению культа солнца и воды, воды и земли. Во многих видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, дерево, металл, тиснение на коже) особенно популярно изображение лотоса.

В мифологическо-эпическом мировоззрении калмыцкого народа большое место занимал животный мир – как реальный, так и фантастический (лошади, верблюды, орлы, змеи, драконы, шулмусы и т.д.). Очень распространено изображение жука. Иногда это слабо выраженные очертания насекомого, в других случаях – ноги жука превращаются в растительные побеги, и тогда узор приобретает сложную форму.

Композиционные особенности калмыцкой орнаментики заключаются в том, что украшению подлежат все без исключения площади и объемы: большие и малые, прямоугольные, квадратные, круглые, шарообразные и т.д. Изредка мотив может занимать совсем незначительное место на украшаемом предмете, и, тем не менее, он остается доминантой образного решения композиции.
Национальное своеобразие орнамента составляют космическо-тотемические представления, поэтому на первый план выступают мотивы геометрическо-астрального характера, а в более поздние времена появляются и растительные мотивы.



15 августа 2023
15:23
Поделиться