Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Участник фестиваля «Вышитая Россия» в Чувашии - Орловская область

Участник фестиваля «Вышитая Россия» в Чувашии - Орловская область

19-20 августа в Чебоксарах пройдет Всероссийский фестиваль «Вышитая Россия». На фестиваль приедут мастера более 60 субъектов России, и привезут вышитые карты своих регионов. Знакомьтесь, участники проекта!

Вышитая карта Орловской области.

Размер полотна: 80 х 90 см.

Куратор проекта: Елена Великасова, народный мастер Орловской области, ведущий методист по работе с художниками-любителями и мастерами ДПИ Орловского областного центра народного творчества.

Автор эскиза: Валентина Черногорова, ведущий методист по нематериальному культурному наследию Орловского областного центра народного творчества.

Вышивали карту Елена Великасова, Валентина Черногорова и народный мастер Орловской области, ведущий методист по народному костюму Орловского областного центра народного творчества Марина Черина.

Карта вышита на хлопчатобумажной ткани (двунитке) нитками мулине красного, малинового и тёмно-серого цветов, декорирована хлопчатобумажными кружевом и красной тканью.

Вышивка выполнена в технике «орловский спис», с использованием таких технических приёмов и швов, как «набор», тамбурный шов, двухсторонний крест, простой крест.

Орловский спис – традиционная народная вышивка Орловской области, одна из самых древних и старинных. Ее корни уходят глубоко в древность, в те времена, когда на территории орловщины жило племя язычников вятичей. Обережная суть древних образов долго сохранялась в обрядовых действах и сопутствующих им предметах.

Главные особенности техники «Орловский спис» — во-первых, плавное переливание одной формы в другую, своеобразная текучесть, во–вторых, многоликость, в его изменчивых формах можно увидеть самые разные символы, фигуры, очертания животных.

Многие исследователи считают, что само слово «спис» означает «списывать» узоры с разрисованных морозом зимних окон. Сказочные морозные узоры, увиденные мастерицами в призрачном мерцании лучины или свечи, ложились на полотно нарядными и невиданными узорами.

Другие исследователи видят в «списе» продолжение традиций древнерусского шитья золотными и серебряными нитями, недаром его называют еще русским шитьем. Явно прослеживаются те же округлые, четко очерченные формы с различной плотностью заполнения фигур и элементами стебельчатого рисунка.

Самый распространённый сюжет списового шитья – Древо жизни. На панно оно напоминает венок или вьющееся растение, которое изгибами своих ветвей повторяет очертание Орловской области на географической карте.

Центральный побег древа «растёт» внутри венка с юго-востока на северо-запад. На его верхушке «распустились» три роскошных цветка и примостилась птица. Она символизирует областную столицу – город Орёл.

Среди листьев и цветов древа расположены геометрические фигуры, ромбы, кресты, звёздочки, снежинки – это крупные районные центры региона старинные города Болхов, Мценск, Новосиль, Ливны, Малоархангельск, Кромы, Дмитровск.

В цветовой гаме для «Орловского списа» характерно сочетание красного и синего, с преобладанием красного. Красный цвет богат оттенками — от насыщенного, сочного, яркого до светлого, почти прозрачного, мерцающего и переливающегося. Этот эффект достигается за счет плотности настила различных бранок. Обилие красного цвета придает узорам чрезвычайно оптимистическое, жизнеутверждающее впечатление. Небольшие синие плоскости и вкрапления создают особую свежесть, рельефность восприятия и живописный эффект. Кроме того, сочетание красного и синего наполнено глубоким духовным смыслом. Древо, вышитое красным цветом, в народной культуре символизирует наш мир, наполненный энергией жизни, щедрую природу, богатый урожай, счастье и процветание. Синий — цвет неба и воды, тех начал, которые поддерживают жизнь. 

Панно вышито в соответствии с художественными и стилистическими особенностями списового шитья на обрядовых полотенцах конца XIX – начала XX вв.

«Участие в проекте позволило узнать орловский еще лучше, раскрыть «пластичность» и современность старинной вышивки», - отметила В. Черногорова.