Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

В рамках Года наставничества и Года счастливого детства в спецбиблиотеке состоялся диалог об особенных детях

В рамках Года наставничества и Года счастливого детства в спецбиблиотеке состоялся диалог об особенных детях

15 февраля Чувашская республиканская специальная библиотека имени Льва Толстого провела межведомственный круглый стол «Системная инклюзия: современные подходы, практики, решения образовательно-досуговой деятельности детей с ОВЗ».

Вопросы организации инклюзивной среды в учреждениях культуры являются приоритетными для Министерства культуры Чувашской Республики. На сегодняшний день в регионе проживает более 80,0 тысяч людей с инвалидностью, из них около 5,0 тысяч – дети-инвалиды.

«Это люди, которых мы не можем оставить без доступа к событиям культуры и, главное, без возможности творческой самореализации. В своей деятельности мы опираемся на один из важнейших принципов – системный подход планирования всех мероприятий, и изначально стараемся закладывать в них инклюзию», – подчеркнула актуальность темы и.о. директора Марина Никитина, открывая межведомственное мероприятие.

Во время работы круглого стола были рассмотрены успешные практики организации инклюзивного взаимодействия в сфере культуры и образования.

Круглый стол проходил в смешанном формате очно и по ВКС. Этот формат позволил объединить специалистов учреждений культуры, образования и науки из Москвы и Чувашской Республики.

Тематика круглого стола привлекла внимание кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и комплексной реабилитации Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета Надежду Полякову, которая в своём докладе раскрыла организационно-содержательные аспекты психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения, согласно которой для каждого ребёнка выстраивается индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников Чувашского республиканского института образования, Светлана Силантьева актуализировала задачи по адаптации, социализации, обучению и оказанию коррекционной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в рамках основных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию обучения детей с ОВЗ.

Доцент кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности Чувашского государственного института культуры и искусств Наталья Герасимова в своём выступлении сделала акцент на роли инклюзивного образования в реабилитации.

Педагог по коррекционной работе с особенными детьми, директор и основатель Алатырского Центра развития семьи «Ника» Виктория Владимирова представила муниципальную модель взаимодействия НКО и муниципалитета в сфере оказания различной поддержки детям с ОВЗ и детям инвалидам.

О работе и об опыте своих организаций рассказали представители Реабилитационного центра для детей Минтруда Чувашии, Кугесьской общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Чебоксарского Дома культуры «Южный».

В завершение мероприятия состоялась свободная дискуссия, в ходе которой участники обменялись мнениями и обсудили свои точки зрения по развитию инклюзивных сервисов в учреждениях культуры и образования.

К профессиональному диалогу также подключились студенты факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева, принявшие участие в круглом столе.

Екатерина Смирнова, студентка 2 курса специальной психологии: «На нашем факультете достаточно хорошо отработаны технологии развития социальных навыков, коммуникативных способностей, установки на инклюзивный характер нашей будущей трудовой деятельности. Здорово, что наш университет так тесно взаимодействует с региональной библиотекой для слепых. Сегодняшнее выездное занятие полностью было нацелено на формирование нашей профессиональной мотивации в такой непростой области, как инклюзия. Спасибо за приглашение».

Ирина Степанова, студентка группы 2 С: «Хотелось бы поблагодарить всех организаторов за интересную, разноплановую программу! Для меня и моих одногруппниц – очень полезное погружение в тему! Много новой информации, необходимой для нашей будущей работы. Представьте, незрячий от рождения человек в принципе не знает, что такое «синий цвет». Мы все, без исключения, должны осознавать, что мы с этим человеком живём в разных мирах, и этот другой мир очень важно постигать. Сегодняшний круглый стол стал шагом в этот мир, чтобы мы все впредь разговаривали на одном языке – языке культуры и толерантности. Надеемся на новые встречи!».

Анализируя результаты круглого стола, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии Мария Варламова подчеркнула важность взаимодействия с аудиторией, для которой эти мероприятия создаются: «Инклюзия – это не проблема, это возможность. Давайте вместе создавать инклюзивное пространство и совместно реализовывать наши возможности. Инклюзия – это процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь; это искусство общения, от которого выигрывает каждый: посетители, сотрудники и сами учреждения образования или культуры. И возможен этот процесс лишь при равноправии и сотрудничестве всех участников».

Кандидат психологических наук, доцент Светлана Велиева от имени всего педагогического коллектива факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ЧГПУ выразила слова признательности: «Огромное спасибо коллективу библиотеки за организацию мероприятия. Обозначенная тема круглого стола – очень важная и нужная для профессионального роста. Инклюзия – эта одна их эффективных стратегий специального образования, обеспечивающая полноценное вовлечение ребёнка с особыми образовательными потребностями в жизнь образовательной организации».



Чувашская республиканская специальная библиотека имени Л.Н. Толстого
15 февраля 2023
17:14
Поделиться