Об истории появления Морского устава рассказывают материалы Президентской библиотеки

Об истории появления Морского устава рассказывают материалы Президентской библиотеки

Александр III говорил, что во всем свете у России есть только два верных союзника – ее армия и флот. И если регулярная армия в нашем государстве сложилась примерно в XVI веке при Иване Грозном, то вот появлением «второго союзника» – флота – наша страна обязана Петру I. Он же стал автором первого российского Морского устава, который был принят 24 января 1720 года. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с раритетными изданиями устава, с исследовательскими материалами, раскрывающими историю, содержание и значение этого важного документа, проследить, какие документы предшествовали появлению устава.

Интерес к морскому делу возник у Петра I в 1688 году, когда он, еще 16-летний царевич, в селе Измайлово нашел старенький ботик. Восстанавливая его, Петр Алексеевич увлекся кораблестроением – неслучайно этот ботик позднее назвали «дедушкой русского флота».

Попытки создать регулярный флот предпринимались еще в эпоху Алексея Михайловича. Тогда, в частности, был построен корабль «Орел», на котором был размещен красно-сине-белый флаг. Однако лишь Петр I стал последовательно заниматься созданием флота. Еще в конце XVII века в Воронеже была устроена первая верфь, здесь и началось строительство флота.

Во время Северной войны центр судостроения переместился в северо-западную часть страны. В период борьбы за выход к Балтийскому морю под руководством и при личном участии Петра I в России в самые сжатые сроки была создана мощная флотилия, позволившая стране обрести статус морской державы. Уже к 1725 году русский флот стал одним из сильнейших на Балтике.

Царь Петр понимал, что создание регулярного флота – это не только строительство кораблей, литье пушек, набор матросов и воспитание офицеров. Этот процесс требовал создания законодательной базы, без которой не может существовать ни армия, ни регулярный флот.

Поскольку своего морского устава в нашей стране не было, Петр I принялся изучать европейские документы. Среди источников, к которым обращался царь, был Морской устав Людовика ХIV, для Петра переводились и аналогичные английские документы по военно-морскому делу. Петр I подходил к делу основательно, накапливал опыт. Предвестником морского устава стали «Генералные сигналы, надзираемые во флоте, во время бою», «напечатанные повелением царского величества на российском и голландском языке» в 1708 году (в Президентской библиотеке представлено издание 1716 года). Это было практическое руководство, поскольку управление галерным флотом возможно только через сигналы. В 1710 году появился новый документ – «Инструкции и артикулы военные[,] надлежащие к российскому флоту», в котором закрепляются дисциплинарные нормы. В 64 статьях расписаны обязанности чинов флота, а также наказания за проступки. Он издавался на русском и голландском языках.

Постепенно по мере необходимости появлялись все новые документы, и наконец в 1720 году был опубликован Морской устав, который начали разрабатывать еще в 1715 году. Интересно, что русский Балтийский флот к тому времени уже одержал знаменитую первую в истории России морскую победу – 9 августа 1714 года у мыса Гангут. Это указывает, в частности, на то, что документ был написан со знанием дела, с опорой на накопленный опыт.

Помогали Петру I в подготовке Устава сын его воспитателя Никиты Зотова – капитан Конон Никитич Зотов – и сподвижник царя Петр Шафиров. Об этом и о других обстоятельствах создания документа рассказал в видеолекции «Морской устав Петра Великого и военное законодательство петровского времени» (в рамках проекта «Видеолекторий Президентской библиотеки „Знание о России“») доцент СПбГУ Николай Рогулин.

Устав начинается с обращения к доброхотному читателю, которое составлено крупнейшим деятелем петровского времени Феофаном Прокоповичем. Это предисловие рассказывало об истории отношений Руси с морем со времен Рюрика и далее, вплоть до Северной войны. Предисловие подводит читателя к мысли о необходимости флота для России: «Понеже сие дело необходимо нужное есть Государству (По оной присловице: что всякий Потентат, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.) того ради сей Воинской Морской Устав учиняли, дабы всякий знал свою должность и неведением никто б не отговаривался».

Устав Петра I состоял из пяти книг. Первая содержала положения о высшем командном составе Военно-морского флота. Здесь же уделялось внимание морально-этическим качествам начальника: «всяк командующий Аншеф должен блюсти себя от лихоимства», потому как часто «интересы государственные через сие зло потеряны бывают». Осуждается и «похлёбство», когда, «дабы от людей любовь получить», начальство пренебрегает, например, наказанием за серьезные нарушения. Нравственные установки становятся важной частью устава. «Ничто так людей ко злу не приводит, как слабая команда» – подчеркивал царь.

Следующие книги устава включали в себя постановления о старшинстве чинов, «о флагах и вымпелах, о фонарях, о салютах и флагах торговых», организацию боевого корабля и обязанности приписанных к нему должностных лиц. В третьей книге самая объемная глава – обязанности капитана. О том, как он должен уважать офицеров, заботиться о провианте, о починке корабля рассказано в этой части. Здесь также вводятся нравственные понятия. Петр пишет: «…никого не иметь за доброго матроса, ежели не был на море 5 лет (и не 20 лет от роду), а мичман – ранее 7 лет, разве какой чрезвычайный случай будет»; «Капитан должен выбирать людей в унтер офицеры из добрых матросов, без похлёбства»; «Капитан должен прилежание иметь, дабы гардемарины обучались наукам… и крепко радеть о их обучении, дабы по времени они офицерами могли быть» (с капитанов, которые поленятся следить за этим, велено строго спрашивать, поскольку они по сути «пренебрегают пользой государству»).

В четвертой книге подробно описаны правила поведения на судне, численность офицерских слуг согласно рангам, порядок раздачи провианта, способы определения вознаграждения за взятие неприятельских судов, боевые раны и выслугу лет. Пятая книга «О штрафах» представляла собой военно-морской судебный и дисциплинарный уставы.

Петр I понимал, что без нравственного стержня, каким может быть православная вера, никакие разговоры о дисциплине не работают. «Хотя всем христианам надлежит христиански честно жить…», люди военные к этому должны относиться с особой ревностью и вниманием, потому что их «Бог в такое состояние определил, в котором не сравнительно чаще других смертным страхам себя подвергать должность имеют, неотложно исполняя службу государя и отечества», – подчеркивал Петр в главе «О благом поведении на кораблях».

Специально оговаривались здесь вопросы социальной поддержки пострадавшим в бою или состарившимся морякам (например: «Ежели кто изувечен будет в бою или во время службы своей, … того к магазинам, в гарнизоны или в штатскую службу употребить, повысив чином»). Вдовам и детям погибших на службе причиталась часть жалования моряка.

По царскому указу Морской устав был напечатан отдельным изданием. Устав Петра I стал важнейшим законодательным документом российского флота. После доработки он был переиздан в 1724 году и с незначительными изменениями действовал до 1797 года. Затем этот петровский Морской устав был заменен новым, учитывавшим изменение представлений о способах ведения боя, однако многие положения позднейших редакцией Морского устава опираются именно на принципы, заложенные Петром I.



Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
20 января 2023
16:23
Поделиться