Николай Некрасов: «Я лиру посвятил народу своему»

Николай Некрасов: «Я лиру посвятил народу своему»

10 декабря 1821 года родился Николай Некрасов, известный современным читателям как «самый крестьянский» поэт России, одним из первых заговоривший о трагедии крепостничества и духовном мире русского крестьянства. Он был кумиром молодёжи, другом и соратником Добролюбова и Чернышевского, а также успешным публицистом и издателем.

Детство будущего поэта прошло в родовом имении отца Грешнёво под Ярославлем среди тринадцати братьев и сестёр. Отец его, отставной военный, был человек жестокий, и мальчик часто видел, как плакала мать, которую он очень жалел и любил. Ей показал он в семь лет свои первые стихи, её вспоминал в своих последних стихотворениях. В фонде Президентской библиотеки есть раритетное издание 1909 года «Н. А. Некрасов», где подробно описана биография писателя. Как отмечает автор книги Н. И. Дюнькин, «если бы не мать, имевшая сильное влияние на умственное и духовное развитие ребенка, из него без труда мог бы выработаться впоследствии достойный сын своего отца, помещик-самодур». Часто мальчик после какой-нибудь неприятности или в отсутствие дома грозного отца вёл с матерью душевные беседы, навсегда запечатлевшиеся в его памяти.

Сестра поэта вспоминала, что толпа крестьянских мальчишек, игравших на дальней стороне барского сада, как магнит, притягивала Николая. При каждом удобном случае он бежал к ним в деревню.

Когда Некрасов, уже будучи гимназистом, приезжал в деревню на каникулы, встречи с крестьянскими товарищами продолжались. Целыми днями они вместе бродили по лесам или отправлялись на рыбалку. Ещё позднее, когда он приезжал уже из Петербурга (с 1844 года), те же приятели возили его на охоту. Поэт узнавал от них разные истории из крестьянской жизни и сам наблюдал за жизнью деревни.

В Петербург Некрасов переехал в семнадцать лет. Отец хотел видеть сына военным, а он стал вольнослушателем на филологическом факультете. За непослушание отец лишил Николая денег, и тот остался совершенно без средств к существованию. Некрасов вспоминал потом, что три года он чувствовал себя постоянно, каждый день голодным.

В столицу юноша привёз тетрадку своих стихов, которые надеялся издать. Занимаясь различными подработками, Некрасов скопил небольшую сумму и осуществил мечту. Но публика приняла его стихи холодно. После разгромной рецензии знаменитого критика Белинского Некрасов в отчаянии скупил практически весь нераспроданный тираж своей первой книги и сжёг его.

Однако это было только начало их «знакомства». При личной встрече в 1842 году Белинский высоко оценил незаурядный ум Некрасова, общение постепенно переросло в крепкую дружбу. Белинский способствовал развитию таланта Некрасова, приобщая его к интересам, которыми жила в те годы прогрессивно мыслящая часть русской интеллигенции, ввёл в литературные круги и познакомил с семьёй Панаевых. Супруга критика и литератора Ивана Панаева Авдотья Яковлевна оставила воспоминания о том периоде. Её книга выходила несколько раз отдельным изданием, а в фонде Президентской библиотеки есть самые первые публикации её воспоминаний, ещё не редактированные и наименее официальные. Они печатались в историко-литературном журнале «Исторический вестник» в 1889 году. Воспоминаниями зачитывались современники. Из текста видно, как товарищи-литераторы в начале карьеры помогали Некрасову, в котором, несомненно, сильна была коммерческая жилка, а кто-то, напротив, пользовался его непростым положением и пытался манипулировать. «Некрасов задумал издать Петербургский сборник. У него уже были куплены статьи у некоторых литераторов. Белинский принял горячее участие в этом издании, упросил Панаева написать что-нибудь для сборника», – пишет Панаева. – Белинский находил, что тем литераторам, которые имеют средства, не следует брать денег с Некрасова. Он проповедовал, что обязанность каждого писателя помочь нуждающемуся». Дальше следует рассказ, что Герцен, Панаев, Одоевский и Сологуб отдали свои статьи бесплатно. Некоторым, нуждающимся писателям, Некрасов заплатил. Тургенев отдал ему своего «Помещика» в стихах, но, как пишет Панаева, «это обошлось ему (Некрасову) гораздо дороже». Тургенев истратил присланные ему из дома деньги и теперь занимал деньги у Некрасова, поминутно напоминая о своём благородном поступке. Тому, конечно, было неловко отказывать, и он сам занимал деньги, чтобы дать Тургеневу в долг… Счастливый Иван Тургенев шёл с полученными деньгами шиковать в ресторан Дюссо.

Впрочем, самому Некрасову также не было чуждо ничто человеческое. Со временем коллеги стали называть его «литературным барышником». Уже к 35 годам Некрасов стал влиятельной персоной в Петербурге. И вскоре уже Тургенев не мог простить Некрасову, что тот купил у него «Записки охотника» за 1 000 руб. и тотчас же перепродал за 2 500 руб.

Он был страстный игрок в карты. Об этом вспоминал известный юрист и литератор Анатолий Кони, знавший поэта лично и оставивший книгу воспоминаний «Некрасов. Достоевский» (1921). «Редко кто из выдающихся писателей возбуждал при жизни и после смерти столько разноречивых оценок, как Н. А. Некрасов», – говорит Кони. Некрасов знакомил так называемое общество и молодёжь с русским сельским бытом, вызывал в читателях сочувствие к простому русскому человеку. В то же время находились и те, кто считал поэта лицемером, негодующее слово которого шло вразрез с черствостью его сердца. В одной из бесед Некрасов, как пишет Кони, (скан 31) «раскрыл передо мною психологию человека, одержимого страстью к игре… где главную роль играет не выигрыш, не приобретение, а своеобразное сознание своего превосходства и упоение победы…».

Кстати, выигранные деньги Некрасов направлял на благие дела – на них он  выпускал журналы.

1 января 1847 года Некрасов вместе с Панаевым выкупил убыточный в то время журнал «Современник» и по-настоящему вдохнул в него новую жизнь. На страницах этого журнала печатались Достоевский, Толстой, Тургенев и другие знаменитые писатели, «Современник» под его редакцией стал лучшим прогрессивным журналом своего времени.

В это же время Некрасов поселяется в квартире Панаевых. Супруга друга и соратника, Авдотья Панаева, душа литературного кружка «Современника», была красавица, в которую влюблялись многие, даже скромный и нервный Достоевский. Не устоял и Некрасов. Панаев, к тому времени живший своей собственной жизнью, не возражал. 

Некрасов много работает, отдаёт все силы журналу, пишет стихи о тяжёлой народной доле. Отношения с Панаевой были сложными, один за другим умерли рождённые в этом гражданском браке дети. Эти отношения открыли в Некрасове лирического поэта. Его «Панаевский цикл» стихов стал одним из лучших образцов лирической русской поэзии.

Над журналом между тем сгущались тучи, особенно после покушения на Александра II. Дело в том, что при обыске у стрелявшего в императора Дмитрия Каракозова среди прочего был найден номер «Современника». Некрасов сделал отчаянную попытку спасти журнал, отвести от него подозрения, выступив с хвалебным стихотворением, посвящённым генералу Муравьёву-Виленскому. Тому самому, который был прозван «вешателем» за жестокое подавление польского восстания и который теперь был поставлен расследовать покушение и предпосылки к нему. Некрасов, как вспоминает Кони, «слишком доверчиво полагался на умягчающее влияние своего поступка на сурового усмирителя». Он жестоко ошибся. «Свои» посчитали его предателем, спасти «Современник» всё равно не удалось – в мае 1866 года издание журнала было прекращено «высочайшим повелением».

В дальнейшем Некрасов арендовал у издателя Андрея Краевского журнал «Отечественные записки». Одновременно с этим поэт работал над одним из самых масштабных своих произведений – крестьянской поэмой «Кому на Руси жить хорошо», которую так и не успел закончить.

Умер Некрасов в 56 лет, в январе 1878 года. На Новодевичье кладбище Петербурга проводить его пришли несколько тысяч человек. Анатолий Кони вспоминал: «Смерть Некрасова произвела в Петербурге, да и во многих местах России, сильное впечатление, заставила встрепенуться во многих любовь к угасшему и вызвала неподдельное чувство боли, заставив на время смолкнуть наветы недругов и злобные шуточки лицемерных друзей.

На портале Президентской библиотеки представлена коллекция «Н. А. Некрасов (1821–1878)», в которую вошли тексты его произведений, документы, исследования творчества, журналы «Современник» и «Отечественные записки», главным редактором которых был сам поэт.



10 декабря 2022
08:30
Поделиться