В Художественном музее откроется выставка к 80-летию заслуженного художника Чувашии Ф.И. Мадурова
В Чувашском государственном художественном музее 14 октября в 16.00 открывается памятная выставка «Отныне вечность» к 80-летию заслуженного художника Чувашии Федора Ивановича Мадурова.
Федор Мадуров родился 24 апреля 1942 в пос. Баскаки Шемуршинского района. Его имя – в ряду самых известных и значимых в искусстве Чувашии. Скульптор при жизни признан мастером, уникальный дар которого корнями уходит в национальное самосознание.
Предки Ф.И. Мадурова - выходцы из чувашского села Дрожжаное Симбирской губернии (ныне Дрожжановский район Республики Татарстана). Дед Терентий и прадед Захарий были искусными кузнецами, ковали все – от предметов быта до оружия.
Уже во время учебы на художественно-графическом факультете Чувашского государственного педагогического института им. И.Я Яковлева (1960-1965) Ф.И. Мадуров показал себя трудолюбивым студентом. За годы творческой жизни создал ряд произведений скульптуры, графики и живописи, которые хранятся в фондах Третьяковской галереи, Русского музея и Чувашского художественного музея. Созданы десятки произведений из дерева, гипса, бронзы и камня.
В 80-90-е годы происходит поворотный момент в мировоззрении художника, он всерьез начинает изучать основы народной веры чувашей. Синтезируя познания в области формы, скульптор разрабатывает свои сложные музыкально-пластические произведения. Необыкновенно лаконичная пластика в дереве нашла свое развитие в монументально-декоративных композициях «Время и жизнь» (1974-1982), «Чувашский хоровод» (1981-1984), «Конница» (1984-1998), «Ворота солнца» (1995, дерево, металл). Созданный им Национальный парк «Чаваш вармане» - значительный вклад скульптора в дело культурного развития республики.
Новатором предстает Ф.И. Мадуров в произведениях последних лет. Природный дар, сила, мощь таланта – все это подвигает художника на создание работ, где автор выражает всю гамму чувств, мыслей и представлений чуваша. Незабываемых мифологических героев, отлитых в бронзе и алюминии, зрители увидели на выставке «Золотой венец – 2009», посвященной семидесятилетию художественного музея. Показывая перетекание одной формы в другую, автор ориентирует нас на многоаспектный круговой обзор, позволяющий последовательно раскрыть сложный смысловой ход композиции. В произведении «Пряха» (собрание ЧГХМ) и обтекаемое струящееся платье, и древнее нагрудное украшение, и невидимая связующая нить - все говорит об этом.
В графических работах «Пушкин и Бичурин», «Ломоносов и Егоров», «Крещение чувашки» автор стремится обозначить главные темы для своих будущих скульптурных композиций. Скульптурная серия знаковых фигур булгаро-чувашской цивилизации производит сильное впечатление. Монументальный, лишенный прозаичности язык скульптуры выражает трехмерность, тяжесть и в то же время духовное начало. Художник, сужая временное пространство, ищет обобщенные типажи современников, достойных продолжателей духовного поиска Иакинфа Бичурина, Петра Егорова, Алмуша Выраха. В работах чувствуется зрелая уверенность мастера, убежденного в найденной им индивидуальной манере исполнения.
Монументализм – особая форма скульптурного произведения, при которой реальный размер произведения не имеет значения, оно смотрится масштабным даже в настольной статуэтке. Не каждому скульптору было дано это драгоценное умение, но произведения Федора Ивановича сравнимы с монументами Древнего Египта и это, безусловно, чудо, поднимающее общий уровень современной скульптуры на недосягаемую, казалось бы, высоту.
Федор Иванович – великий труженик, философ, а в последние годы и верховный жрец, объединивший лидеров народных вер Урало-Поволжья. Художник, поэт, государственный деятель. Экспозиция «Отныне в вечность» лишь частично раскрывает глубокое, осознанное творчество художника. Потребуются годы для того, чтобы постичь его самобытность и талант. Цель выставки – раскрыть образ мышления талантливейшего скульптора через его творческое наследие.