О знаменитом скульпторе Михаиле Аникушине рассказывают материалы Президентской библиотеки
19 сентября 2022 года исполняется 105 лет со дня рождения советского российского скульптора Михаила Аникушина (1917-1997), мастера, чье творчество внесло большой вклад в формирование современного облика нашего города. Для многих петербуржцев и гостей города его работы стали уже неотъемлемой частью Ленинграда-Петербурга. У Пушкина на Площади Искусств назначаются встречи, у Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы начинаются экскурсии и проводятся концерты…
Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, председатель Правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР Аникушин жил и работал в Ленинграде — Санкт-Петербурге. На портале Президентской библиотеки собран уникальный архив – коллекция материалов «М.К. Аникушин (1917–1997)» – в том числе рукописная творческая автобиография, фотографии из семейного архива скульптора с близкими друзьями и коллегами «по творческому цеху» Георгием Свиридовым, Георгием Товстоноговым и многими другими.
В фонде Президентской библиотеки хранятся воспоминания товарищей скульптора. Советский и российский искусствовед Анатолий Дмитренко говорит об Аникушине: «Что касается больших и заслуженных титулов мастера, он к этому относился абсолютно спокойно. Его никогда не снедало тщеславие, он был естественен, прост с людьми и доброжелателен. Такая атмосфера царила в его доме в большой мастерской, в общении с учениками, во всеми, кто попадал в орбиту яркого, увлекающего темпераментного дарования Аникушина».
Михаил Аникушин родился в семье рабочего мастера паркетных дел Константина Филипповича, всю свою жизнь проработавшего на стройках Москвы. В автобиографии он рассказывает, что в детстве занимался в студии лепки и участвовал во всех детских выставках, а окончив школу, отправился «учиться скульптуре» в Ленинград.
В 1937 году Михаил Филиппович Аникушин стал студентом первого курса Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Ленинградской академии художеств. Но учебный процесс в академии прервала война… С первых ее дней художник ушел в ополчение, а с ноября 1941 г. поступил в ряды Красной армии. Был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». После войны вернулся к учебе и с отличием в 1947 году закончил академию. Уже тогда стало ясно: выпускается талантливейший мастер своего дела. Возможно, помогло и пережитое на войне: за выпускную работу «Воин-победитель» Аникушин получил диплом с отличием.
Здесь начинал складываться особый авторский почерк Аникушина – в каждом своем творении воплощать личность или целую эпоху. К теме войны скульптор не мог не вернуться. Как вспоминает Анатолий Дмитренко, они встретились с Михаилом Константиновичем после открытия Монумента героическим защитникам Ленинграда 10 мая 1975 года. «Был солнечный день, тысячи людей, море цветов, неиссякаемый человеческий поток… На глазах у Михаила Константиновича появлялись слезы, он понимал, что созданный им монумент, героический и трагический, уже уходил в историю, становился частью народной памяти. А еще раньше было совершенно незабываемое зрелище, когда по Московскому проспекту везли фигуры памятника к месту его установки. Это было тоже шествие памяти, ее незабываемых шагов».
Другая не менее известная и любимая работа Аникушина – памятник Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств перед зданием Русского музея. Некоторым кажется, что памятник поставлен намного раньше, еще при царе – настолько точно в нем передана «Пушкинская эпоха». Да, сложно поверить, но создал памятник наш современник Михаил Аникушин. Только что выпустившийся из Ленинградской академии художеств, он подал заявку на Всесоюзный конкурс создания памятника Пушкину, и победил именно его проект, хотя в конкурсе принимали участие многие именитые и опытные скульпторы.
Памятник этот прославил молодого скульптора, за него в 1958 году он был удостоен Ленинской премии.
На протяжении своего творческого пути Михаил Аникушин создал несколько памятников Пушкину, которые теперь находятся на территории бывшего Советского Союза и за рубежом (списки скульптур и городов представлены в коллекции на портале Президентской библиотеки). Здесь же опубликованы и фотографии памятников А.С. Пушкину, их промежуточных вариантов и нереализованных проектов, которые показывают изменение облика поэта в творческом сознании М.К. Аникушина.
«Всего мною было создано свыше десяти скульптурных изображений поэта. Их можно увидеть в Московском государственном университете, на станциях Санкт-Петербургского метрополитена — «Пушкинская» и «Черная речка», в столичном музее поэта, в Пятигорске и Калининграде, и даже совсем далеко — в Гаване и Дели. Пушкину я, можно сказать, посвятил всю свою жизнь», - писал скульптор.
Именно Аникушин создал и такие известные монументы, как памятник Чехову (в Москве), Кутузову (в Калининграде), балерине Улановой (в Московском парке Победы в Санкт-Петербурге), скульптурный портрет Свиридова и многие другие. «Аникушину не случайно удавались образы великих людей – и Пушкина, и Бехтерева, и Свиридова, – писал его друг искусствовед Анатолий Дмитренко. – Потому что он обладал даром сокровенного проникновения, без которого невозможно постичь суть и дар великого человека».