Аплодисменты длиною в целый век
Русский драмтеатр открывает юбилейный, сотый сезон.
На этой неделе Государственный ордена «Знак Почета» русский драматический театр премьерным спектаклем года «Две шутки Чехова» откроет свой юбилейный, сотый театральный сезон.
К знаменательной дате храм культуры заметно преобразился. Зрителей встречают посвежевший фасад и новые афишные тумбы, сверкает отполированный до блеска паркет, в фойе расставлены новые изысканные пуфики. Театр обзавелся современным звуковым и световым оборудованием, на сцене — новый занавес из благородного синего бархата. А поднявшись на второй этаж, театралы увидят обновленные фотогалерею и выставку к столетию Русской драмы. В ожидании третьего звонка здесь можно увидеть черно-белые снимки со спектаклей, шедших на сцене театра около века назад, и кадры из самых свежих постановок. О том, какими событиями наполнен юбилейный год для Русского драматического и, разумеется, какие премьеры ждут зрителей, «СЧ» рассказал директор театра Дмитрий Капустин.
Эксперименты с Федором Михайловичем
— Для нас подготовка к столетию началась еще в прошлом году и, прежде всего, она сказалась на выборе репертуара и постановщиков спектаклей, — вспоминает Дмитрий Владимирович. — Юбилейный год открыла премьера «Маленький принц» в постановке Владимира Красотина. Потом прозвенели «Две шутки Чехова» в пос-тановке Александра Кладько из Санкт-Петербурга. В День республики мы давали «Мертвые души» Николая Гоголя в постановке Игоря Милосердова. И вот сейчас на выходе четвертая премьера этого года — «Братья Карамазовы» режиссера-постановщика из Санкт-Петербурга Олега Куликова, которая состоится 30 сентября. Мы очень ее ждем, несмотря на то, что очень боялись за нее браться. Все-таки роман глубокий и серьезный, и вместить в спектакль продолжительностью два с половиной часа с антрактом основную его суть — задача не из простых.
Для нашего театра этот спектакль, можно сказать, эксперимент, причем весьма серьезный. Все потому, что в нем занят (и сразу в главной роли — Алеши Карамазова!) человек без актерского образования. Это студент первого курса Чувашского государственного института культуры и искусств Андрей Яковлев, он будущий режиссер театрализованных представлений и массовых праздников. Андрея утвердил режиссер Олег Куликов, который выбрал его по типажу. Честно скажу, с таким в своей практике я еще не сталкивался. На съемочной площадке такое вполне возможно, есть даже термин «зашел в кино», когда в кадре оказываешься случайно и потом остаешься. В театре же это достаточно сложно сделать. Но я уверен в выборе Олега Куликова — его имя связано с серьезными работами не только в нашей стране, но и за рубежом. Я наблюдаю, как происходят репетиции, и вижу, что артистам такой эксперимент нравится.
На сцене — постановка Дмитрия Астрахана
— Работы каких еще именитых режиссеров и художников смогут увидеть зрители в этом сезоне? И когда сложилась практика приглашать к нам театральных деятелей из столиц?
— Приглашения довольно распространены. Поменять руку, формат — это всегда очень интересно и полезно для театра. Конечно, эксперименты бывают разные: удачные и неудачные. Но нам пока на приезжих режиссеров везет. Так, Олег Николаевич Куликов, режиссер «Братьев Карамазовых», очень тепло отзывается о нашем театре, благодарят его и артисты, которые выходят до нитки мокрые с репетиции. Ждет зрителей и новый спектакль «Леди на день» в постановке известного российского режиссера, художественного руководителя Московского театра «Школа современной пьесы» Дмитрия Астрахана. Это комедия положений, такой веселый спектакль, рассчитанный на семейный просмотр. Работа над ним уже идет, постановка осуществляется на средства гранта Главы Чувашии, премьера назначена на 18 ноября 2022 года.
— Как удалось пригласить Дмитрия Астрахана?
— Переговоры с ним велись давно — режиссеру было сложно выкроить время в своем плотном графике, потом в планы серьезно вмешался ковид… Но мы терпеливо ждали. И вот случилось, Дмитрий Хананович сообщил, что у него есть возможность поработать с нами в 2022 году, что как раз совпало с нашим юбилеем. Он уже был у нас в мае и июне, потом приедет в начале октября, затем в ноябре за две недели до премьеры и — репетирует, репетирует, репетирует… Сейчас шьются костюмы, технический совет с художниками уже проведен. Художники спектакля — Иван и Елена Мальгины из Екатеринбурга, к слову, уже знакомы нашему зрителю по постановке «О чем плачут лошади». И по декорациям, и по костюмам предстоит масштабная работа: в спектакле заняты 24 артиста, шьются сразу 45 костюмов. Это будет один из самых массовых спектаклей на сцене Русского драмтеатра.
— Приглашенным режиссерам интересны, скажем так, нестоличные сцены?
— Это обоюдный интерес. При работе в больших театрах у них тоже, как говорится, «замыливается глаз». Режиссеру, как человеку, находящемуся в постоянном поиске характеров, сценических решений, такой опыт очень интересен. Самое главное здесь — грамотно спланировать постановку под его рабочий график. И нам это, к счастью, удалось: режиссер приехал, погрузил всех в задачи пьесы, утвердил на роли, раздал текст и уехал. К его следующему приезду артист должен знать текст, а режиссер начинает выстраивать мизансцены. Потом готовятся костюмы, декорации, все вписывается в сценическое пространство и «точится».
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
В труппе Русского драматического театра 36 актеров, в репертуаре — 40 спектаклей. Театр входит в топ-50 лучших театров России (42 место, 2015 год).
Каскад премьер
— Какие еще ожидаются постановки?
— В рамках госзадания, которое выполняют все государственные театры, мы готовим пять обязательных постановок. Так, уже подтвержден грант Главы Чувашии в размере трех миллионов рублей на постановку «Повесть о настоящем человеке» по повести Бориса Полевого. На мой взгляд, в наше непростое время, когда в мировом сообществе пытаются притеснить или «отменить» все русское, этот разворот к своим корням, своему внутреннему естеству, чувству патриотизма, к своей Родине очень важен. Очень ценно и нужно в нашей повседневной жизни оставаться настоящим человеком. Я думаю, у нас получится это главное показать в спектакле.
— Русский драмтеатр — это еще и великолепные детские спектакли. Юных зрителей тоже ждут сюрпризы?
— Скажу больше, в 2023 году мы уделим особое внимание детской аудитории. Пока в театре все-таки перевес в сторону взрослых спектаклей: их у нас 28, а детских — 12. Когда мы подумали над тем, как сделать так, чтобы спектакль был интересен зрителям 6-12 лет, но при этом чтобы и родители не скучали, пришла идея поставить «Муху-Цокотуху» по произведению Корнея Чуковского. Это будет классический текст в очень неклассической интерпретации. Веселый, музыкальный, смешной. По моим осторожным прогнозам, должно все получиться. Как всегда, в декабре наших самых юных зрителей будет ждать премьера новогодней сказки.
Еще одна работа, на которую мы подали заявку на грант в Президентский фонд культурных инициатив, — «Живые сказки древнего народа» по мотивам чувашских народных сказок. Это будет не спектакль в чистом виде, а театрализованное представление с элементами иммерсивного театра: с использованием всевозможных средств технической выразительности, визуализацией, превращениями, хорошей музыкой. Действие будет разворачиваться уже у входа в фойе и затем плавно перенесется в зал. Специально для постановки музыку пишет Андрей Губин-Северский, композитор из города Северска. Я считаю, что театру с ним просто повезло: большая редкость найти хорошего композитора, который пишет для театра, да еще для детских спектаклей. Его захватила эта работа, он зажегся, прочитав инсценировку, и уже даже прислал на ознакомление первую музыкальную тему для начала спектакля. Получилось завораживающе. Признаюсь, мы не ожидали такого быстрого развития событий, но в год столетия театра случаются просто какие-то чудеса.
Пушкин наполнил зал молодежью
— Русский драмтеатр оказался лидером по продаже билетов по Пушкинской карте не только в Чувашии, но занимает лидирующие позиции и в России. Как театру удается быть интересным для такой непростой аудитории — молодежи?
— Мы и сами не ожидали! За год, что действует программа, театр продал 35 тысяч билетов по Пушкинской карте. Счастливчикам, оказавшимся тысячными зрителями, дарим наш фирменный мерч — футболки, бейсболки, ветровки, пауэрбанки, зонты. Бесспорно, театр проводит определенные маркетинговые исследования, мы выезжаем в районы, школы, но никого не заманиваем в зрительный зал ради того, чтобы просто заманить. Мы стараемся позиционировать себя как интересный, разнообразный и увлекательный театр для всех.
— Сколько сейчас спектаклей в репертуаре театра доступны по Пушкинской карте?
— Большинство спектаклей рекомендуем к просмотру по Пушкинской карте. Это и детектив «Тайны семьи Рейвенскрофт», и школьная классика: спектакли «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе Островского, «Преступление и наказание» по Достоевскому, «Поединок» по Куприну и многие другие. «Учитель танцев», над костюмами в котором работал Игорь Дадиани, — для любителей современных спектаклей, где много света и различных эффектов, «Миллион за дверью» в постановке Игоря Милосердова — фантазия на тему современных ТВ-шоу.
— На ваш взгляд, Пушкинская карта изменила портрет вашего зрителя?
— Зрительская аудитория значительно помолодела — это точно. Причем молодежь ходит не только на специальные показы для школ, но и на вечерние репертуарные спектакли. Интересное наблюдение: в зале можно увидеть не только группы или компании, но и пары. А есть люди, в том числе молодые, которые предпочитают посещать театр в одиночестве. И их достаточно много. Чтобы не отвлекаться на беседу, полностью погрузиться в материал, получить удовольствие от просмотра. Ну а наших постоянных зрителей мы знаем в лицо.
Буфет и тихие разговоры о важном
— Чем еще удивите зрителя в юбилейном, сотом сезоне?
— Теперь у нас будет работать буфет — он расположится на цокольном этаже. Там же, на цоколе, в октябре планируем открыть малую сцену. Это будет некое творческое пространство для камерного общения артиста со зрителем о самом важном, сокровенном. Оно будет совсем небольшое, максимум на 44 человека. Там будут устраиваться моноспектакли, творческие встречи, популярные сегодня публичные читки — когда артисты читают по ролям пьесу, готовящуюся к постановке, пропуская через свое восприятие. Там будут только актер и текст. Мысль о создании такого пространства витала давно в этих стенах, и вот мы дожили до этой поры. Тем более что некоторые артисты выражают желание выступить в роли режиссера с теми или иными произведениями. На малой сцене они как раз смогут попробовать свои силы. Думаю, это пространство будет весьма востребовано у людей, которые не любят, допустим, большие концертные залы, по своему психотипу или складу характера настроены на кулуарную «беседу полушепотом о вечном».
Из нового — в соцсети «ВКонтакте» мы начали вести подкасты на театральные темы. Так, гостем последнего выпуска стал режиссер «Братьев Карамазовых» Олег Куликов. Выпуск имел большой успех — судя по отзывам в соцсетях, людям такая форма знакомства с режиссером, его внутренним миром, гражданской позицией пришлась по вкусу.
А с этого года премьеры играем два дня подряд: в пятницу и субботу. Все началось с «Маленького принца», премьера которого состоялась в феврале. Актер еще весь наэлектризован, как шаровая молния, и эта магия, которая возникает между сценой и зрительным залом, это электричество, питает как артиста, так и зрителя. Потому что все играется впервые, все новое, как будто только для тебя. И это здорово.
— Чувствуется, что юбилейный сезон предстоит насыщенный…
— Это так. Судите сами: в конце сентября — «Братья Карамазовы», в октябре — гастроли Казанского ТЮЗа (девять спектаклей за три дня), в ноябре — «Леди на день», в декабре — юбилейный вечер, который намечен на 16 декабря, и премьера новогодней сказки. Все расписано по минутам.
— Благодарим за интервью, Дмитрий Владимирович!
— Приходите к нам. Мы «горим» для вас, наши дорогие зрители!
К СВЕДЕНИЮ