В ЧГХМ открывается выставка Геннадия Козлова «Глазами любви взирая»

В ЧГХМ открывается выставка Геннадия Козлова «Глазами любви взирая»

2 сентября в 16:00 в Чувашском государственном художественном музее откроется новая выставка заслуженного художника Чувашии Геннадия Козлова «Глазами любви взирая», приуроченная к его 60-летию. В экспозиции около 200 произведений, отражающих, как совершенно справедливо гласит название, самое любимое и ценное для него – широкие просторы и уютные уголки родной земли, а главное, глубокую внутреннюю жизнь матушки-Волги.

В последние три десятилетия Геннадий Васильевич живет в Чебоксарах, преподает на художественно-графическом факультете, с 2003 года занимает должность директора Чувашского государственного художественного музея. Совсем непросто при этом найти время для творчества и возможность оставаться художником – ее дает любовь к великой реке, потребность общаться с ней, как с мудрым собеседником, подпитка ее силой и энергетикой.

Те, кто наблюдает за творчеством Геннадия Васильевича в социальных сетях, знают, что лозунг «ни дня без строчки», а точнее, хотя бы без маленького этюда – это как раз про него. Ежедневное пристальное наблюдение за состоянием пейзажа, который всегда находится перед глазами (вид из окна мастерской) – это одновременно и «оттачиванье глаза», и художнический вызов (а можно ли находить каждый раз новый образ, не повторяться?), и своеобразная медитация, способ сосредоточиться на собственных чувствах, которые зеркальным отражением ложатся на холст. Результатом этой каждодневной работы стал проект, отражающий смену состояний и настроений, преображение Волги в течение года.

Перемены, тонкие моменты – главный объект внимания художника. Рассветы и закаты, едва ощутимое приближение весны и неожиданное наступление зимы, набухание грозовых туч и первые тугие струи летнего ливня; орнамент из трещин на поверхности льда перед началом ледохода, зеленоватая дымка в апрельском лесу и дыхание только что очистившейся от снега земли. 12 блоков по 9 этюдов – один виток бесконечной спирали времени.

Среди работ, большая часть которых создана за последние 5 лет, особое место занимают произведения, созданные на малой родине, в деревне Подлесное Янтиковского района. Это особое, почти сакральное пространство, где особенно остро чувствуются силы природы, место-камертон, возвращаясь к которому он словно на шаг приближается к подлинному себе.

Родительский дом, яблоневый сад, баня, поле – та самая мать-земля, что питает и придает сил, лес, полный чудесной таинственной жизни… Художник пишет их в самых разных состояниях. Не только любимые закаты и восходы, наполняющие пейзаж яркими красками, но и серые осенние и зимние дни, когда, казалось бы, нечем восхищаться. Одно из ключевых понятий, которое он соотносит с родными местами – красота простоты. Здесь, в параллель с состояниями места, и человек ценен сам по себе, просто потому, что он существует, живет и ощущает эту жизнь.

Особой своей творческой удачей художник считает работы, написанные в этом году в селе Курмыш Нижегородской области. Пленэр неизменно является для Геннадия Васильевича важным творческим опытом – он не только заставляет отказаться от опоры на привычное (пестрота палитры, постоянно меняющийся свет, большой формат холста заставляют постоянно импровизировать и находить новые решения), но и дает возможность непосредственно учиться у коллег по цеху, перенимать маленькие секреты и делать для себя небольшие открытия, которые и дают толчок для дальнейшего творческого роста.



Чувашский государственный художественный музей
24 августа 2022
14:59
Поделиться