Артисты Чувашского театра оперы и балета дали концерт на Певческом поле

Артисты Чувашского театра оперы и балета дали концерт на Певческом поле

Хотя до официального открытия нового сезона остались считанные дни, артисты Чувашского театра оперы и балета настолько соскучились по зрителям, что решили не ждать сентября. Как оказалось, это взаимно. Концерт «Опера на Волге» собрал на Певческом поле и постоянных театралов, не пропускающих ни одной премьеры и знающих всех солистов поименно, и тех, кто прогуливался неподалеку и не мог пройти мимо вердиевских, россиниевских и штраусовских мелодий, величаво плывущих над водной гладью и посеребренных журчанием фонтанов.

Музицирование под открытым небом – формат для нашей труппы не новый, исполнители давно несут искусство в массы посредством флешмобов, пиар-акций и перфомансов, выступая в торговых центрах «Мадагаскар» и «Каскад», Екатерининском сквере и на открытом балконе родного театра. Наиболее яркой работой в этом направлении стал видеоконцерт «Краю ста тысяч песен посвящается» к 100-летию образования Чувашской автономии, когда в качестве сценических площадок были использованы и набережная, и парк «Амазония», и музей космонавтики в селе Шоршелы, и деревенские ландшафты, сложившиеся в объективе съемочной камеры в самобытный портрет республики.

Такие эксперименты, когда вокальные партии будто вписаны в контекст города и вступают в диалог с его ритмами, помогают и коллективу, получающему возможность заинтересовать своим творчеством самую широкую аудиторию, и будущим зрителям, многие из которых поначалу боятся купить билет на оперу или оперетту, считая их излишне элитарными и недоступными для восприятия.  

Правда, до настоящего оупен-эйра нашему театру пока далеко. Фонограмма вместо живого оркестра (из инструменталистов мы услышали только концертмейстера группы альтов Татьяну Максимову) существенно снижает эмоциональный градус и губительно влияет на техническое качество звучания, когда в микрофоне то и дело возникают посторонние шумы, нарушается баланс между высокими, средними и низкими частотами, а сам голос теряет сочность, выразительность, колористическое богатство. Стилистически чужеродными и не оправданными были и современные обработки некоторых арий, когда классический вокал вступает в противоборство с минусовкой и оказывается динамически задавленным градом грубых битов, грохочущих подобно камнепаду и искажающих стилевое единство.

Удержать сценическое повествование на одной художественной волне отчасти помогали стихи, по замыслу режиссера Анатолия Ильина чередовавшиеся с музыкальными номерами. Но больше всего порадовало то, что в концерте была занята практически вся оперная труппа – это создавало атмосферу подлинного сотворчества, а зрители смогли насладиться целой палитрой голосов со всем ее тембровым многообразием и обширным спектром стилей и жанров, от русского эпоса до итальянской оперы-буффа. Сопрано (Мария Еланова, Ольга Вильдяева, Татьяна Прытченкова, Елена Соколова, Татьяна Тойбахтина, Надежда Степанова), меццо-сопрано (Маргарита Финогентова), тенора (Дмитрий Семкин, Иван Снигирев, Сергей Кузнецов, Василий Николаев, Илья Гурьев), баритоны (Михаил Журков, Сергей Алексеев, Иван Николаев, Максим Карсаков) и басы (Михаил Мокшанов, Владислав Леухин, Константин Москалев) звучали сольно и в ансамблях.

Была еще французская лирическая опера – арию Маргариты из «Фауста», сложнейшую и с точки зрения вокальной техники, и относительно внутреннего наполнения (склонность Шарля Гуно к колоратурным изыскам при глубине содержания берет свое), выбрала для дебюта молодая певица Алиса Шалгинова, приехавшая в Чебоксары после окончания ГИТИСа. Не менее трудна и ария Адели, которой в нашей версии «Летучей мыши», к сожалению, нет. Здесь остроумная горничная мечтает о сцене, представляясь «актрисой А.» и воображая себя то в роли рыночной торговки, то королевы на золотом троне, то расхитительницы мужских сердец, так что помимо отточенного бельканто от солистки требуется мастерство перевоплощения. Большая ответственность легла и на артисток хора Софью Волкову и Анну Горбунову, которым был доверен дуэт Сарби и Чегесь из оперы «Шывармань», ставший своего рода кульминацией программы, поскольку куда же в День рождения столицы Чувашии без чувашской классики.

КСТАТИ

Опера – всем и везде

Наши соседи в искусстве на свежем воздухе преуспели гораздо больше. Марийский театр оперы и балета имени Э. Сапаева, например, свыше десятка лет проводит фестиваль «Летние сезоны» с показом полноценных оперных и балетных спектаклей на Патриаршей площади Йошкар-Олы, в Царевококшайском Кремле и даже в Шереметьевском замке прямо на берегу Волги. Оперные концерты и крупномасштабные постановки в естественных декорациях также идут в Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре (где сегодня только не поют, от вагонов метро и крыш небоскребов до туалетов отелей и винтовых свай на воде), не говоря уже о популярном санкт-петербургском фестивале «Опера – всем» с охватом Петропавловской крепости и Царского Села. А три года назад к юбилею Чебоксар силами Молодежного симфонического оркестра Поволжья на нашем заливе была исполнена опера «Моцарт и Сальери». Так почему бы не продолжить традицию и не взять начатое коллегами дело в свои руки?   



24 августа 2022
10:03
Поделиться