Творческий вечер Эдуарда Артемьева – кульминация XV Чебоксарского Международного кинофестиваля
«Артемьев – это сама музыка», – сказал о нем Никита Михалков. Андрей Кончаловский назвал его «очень большим художником», а Андрей Тарковский считал его музыку важнейшей составляющей экранного действа. «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Сибирский цирюльник», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Сибириада», «Родня» и еще около двухсот фильмов (молодому поколению хорошо знакомы «Доктор Живаго» и «Солнечный удар») обрели признание во многом благодаря музыке народного артиста России Эдуарда Артемьева, который расширяет жанровые рамки саундтрека и создает настоящие сюиты, обретающие самостоятельную творческую жизнь.
Убедиться в этом зрители Чувашской государственной филармонии смогли 6 июня, услышав узнаваемые буквально с первой ноты мелодии в исполнении Чувашской государственной академической симфонической капеллы под руководством народного артиста России Мориса Яклашкина (солисты – лауреаты международных конкурсов Андрей Пугачев / труба, Андрей Макаров / вокал, ведущая – Анна Голицына). Творческий вечер композитора, который в ноябре этого года отметит 85-летний юбилей, стал кульминацией XV Чебоксарского Международного кинофестиваля и в прямом смысле слова прогремел на всю страну – на портале «Культура.РФ» была организована прямая трансляция программы, так что присоединиться к чебоксарцам смогли все желающие из любой точки России, причем совершенно бесплатно.
Эдуард Артемьев обладает бесчисленным множеством наград – чего стоят пять Государственных премий России, а еще есть «Золотая маска», «Ника», «Золотой орел», целая россыпь орденов и медалей. Однако, несмотря на столь внушительный творческий багаж и поистине мировое признание (его музыка звучит в голливудских, французских и немецких фильмах, он – Почетный гражданин американского города Балтимор), Эдуард Николаевич невероятно скромен, открыт для общения со зрителями и прессой, охотно отвечает на вопросы, щедро раздает автографы и не отказывает в фото на память. Так, например, за несколько часов до концерта он встретился с педагогами и студентами теоретического отделения Чебоксарского музыкального училища имени Ф.П. Павлова, журналистами и сотрудниками Государственного архива электронной и кинодокументации, а накануне, 5 июня, удостоил своим посещением Чувашский государственный театр юного зрителя имени М. Сеспеля, где представил научно-фантастическую драму Андрея Тарковского «Солярис», к которой написал музыку.
Тогда, полвека назад (фильм был снят в 1972 году), партитура Артемьева стала подлинным прорывом в области не только киномузыки, но и всего композиторского творчества в целом – настолько оригинальным, непривычным уху и даже шокирующим показалось сочетание взятой им за основу фа-минорной хоральной прелюдии Иоганна Себастьяна Баха и элементов электроники. Барокко и современность, академизм и свежесть интерпретации – в своем высказывании автор словно протянул мост между XVII и XX веками, доказав всего за несколько тактов нотного текста, что музыка не имеет временных границ.
«Эдуард Артемьев – это наше все. Сейчас я говорю не как представитель киноиндустрии, не понаслышке знакомый с законами кинопроизводства и ясно понимающий, что качественное, сделанное на высоком профессиональном уровне музыкальное оформление – едва ли не половина успеха картины. Я делюсь мнением обычного зрителя, воспитанного на фильмах с музыкой Эдуарда Николаевича, кадры из которых навсегда в моей памяти не только визуально, но и каждым своим звуком, мотивом, фразой», - прокомментировал известный чувашский кинорежиссер, сценарист и продюсер Юрий Спиридонов. И хотя все мы называем Эдуарда Артемьева великим, он себя таковым не считает, говорит, что не ожидал столь горячего приема (зал ему аплодировал стоя), и обещает приехать в Чебоксары снова.