Камчатка: вышивка в режиме нон-стоп

Камчатка: вышивка в режиме нон-стоп

Позже всех других регионов получил карту Камчатский край. Мастерам пришлось поторопиться, карту размером 64х100 см и панно 35х35 см они вышивали ровно 24 дня.

Карту края в традициях коренных народов создавали мастерицы из села Мильково и села Анавгай Быстринского района. Эскиз карты разработал художник этнокультурного центра «Мэнэдек» с. Анавгай Владислав Коерков.

Первыми к работе подключились мастерицы из села Мильково, населенного пункта, где проживают потомки ительменов, казаков и русских землепашцев. Мильковские рукодельницы вышили центральную часть карты, на которой изображены тотемные животные долины реки Камчатки – лосось, медведь и ворон Кутха. В честь русского старожильческого населения использована русская вышивка. Общий фон полуострова, а также Ворон и Лосось вышиты крестом, два тотема дополнены гладьевым швом, а тотем Медведя – плотным гладьевым настилом с использованием игры цвета для передачи фактуры шкуры настоящего медведя.

«Акция началась в феврале, но к нам, на Камчатку, шаблон карты полуострова поступил только в апреле. Поэтому мы отшивали ускоренными темпами», – рассказала Надежда Голубовская, руководитель народных коллективов декоративно-прикладного творчества «Рукодельница» и «Русские узоры» Мильковского Дома культуры и досуга.

Далее к работе приступили анавгайские мастерицы. Они отшили бисером контур полуострова традиционным корякским орнаментом. Наверху полуострова разместили «солнышки» из меха и бисера – ими всегда оформляются одежды коренных народов Севера. Изображения оленей и упряжки вышивались бисером и подшейным волосом оленя. Южная часть полуострова содержит изображения рыб, вышитых травой. Отшивала все это творческая мастерская «Очияк»: руководитель  творческой мастерской «Очидяк» из Быстринского района. Надежда Инданова, мастера Анна Инданова, Лилия Банаканова, Светлана Климова и директор этнокультурного центра «Мэнэдек» Татьяна Уварова.

Панно с традиционной вышивкой готовила ведущий методист камчатского центра народного творчества Жанна Томенюк под руководством известного камчатского мастера Галины Писковецкой (мастерская «Этнодизайн). Основа панно – кожа. На нее мастер нанес розетку из бисера, оторочил ее мехом морского котика. В основной узор встроены солнышки из рыбьей кожи и сплетённые из травы. Для вышивки орнамента в форме зигзага использован подшейный волос оленя – он пришит к коже.

Похожие орнаменты и техники мы встречаем и в фрагментах карты других северных и дальневосточных регионов. Все они работали ударными темпами и подошли к заданию нестандартно. При получении техзадания многие мастера говорили: «Наш регион невышивальный, у нас нет такой вышивки, как в центральной России, мы так не работаем. Как вы себе представляете наше участие?». В итоге трактовка понятия «вышивка» в нашем проекте расширилась до вселенских масштабов: есть основа, есть нитка и иголка, есть узор, значит, есть вышивка. Наша Россия и культура ее народов оказались намного разнообразнее и интереснее, чем мы себе представляли. И это замечательно!