Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Старейший мастер проекта «Вышитая карта России» вышивал карту Новосибирской области

Старейший мастер проекта «Вышитая карта России» вышивал карту Новосибирской области

Самая опытная вышивальщица проекта «Вышитая карта России» живет в Новосибирске. Лидия Полякова изучает старинную русскую вышивку уже 40 лет и уверена – спустя тысячи лет магическое воздействие древних орнаментов не исчезло.

К задаче Лидия Михайловна подошла как настоящий исследователь. Орнамент, который лег в основу вышивки, она увидела на выставке в Институте археологии и этнографии СО РАН. Древние геометрические символы изображены на керамическом горшке IV–III тысячелетия до н.э., найденном во время раскопок в Венгеровском районе Новосибирской области и символизируют сотворение мира. Эти символы, по словам мастера, едины «для всех народов, проживавших на огромных просторах русской земли еще до разделения их на религии и национальности».

Работа над картой размером 40х23 см шла полтора месяца. «В своих работах мы использовали три вида старинной вышивки, сосредоточенные на вышитых предметах, хранящихся в музеях. Сеточка в центре – строчевая вышивка или «сквозные швы». Вышитый контур области, птичка и символика – это шов досюльный. Его название легко обосновать техникой вышивания: если ты начал вышивать узор с какой-то точки, то ты должен выполнить его и вернуться в эту же точку. Наши предки говорили про него: «От сюля и до сюля». Еще одно его название – «замкнутый шов», а его особенностью является то, что он абсолютно одинаковый с лицевой и изнаночной стороны, – рассказывает Лидия Михайловна. – Третий шов – практически забытый в России – поддевчатый шов. Шов несложный, но тем не менее с ним нужно иметь опыт и сноровку. Мы намерены возродить этот шов и, возможно, в будущем будем обучать его тонкостям всех желающих».

Лидия Михайловна занимается изучением древних орнаментов и техник вышивки уже более 40 лет. Начиналось все с занятий в клубе Дома культуры «Академия». Но к хобби сотрудники сибирского отделения РАН применили научный подход. Первоначальное знакомство с оригиналами происходило по музейным альбомам и образцам, хранящимся в  этнографическом музее СО РАН. Затем были поездки по стране, изучение этнографии и фольклора. Например, чтобы разгадать секрет сетки исследовательницы неделю жили в поселке Мстера Владимирской области, изучая и осваивая технику мастериц местной фабрики вышивки.

Еще триста лет назад изображения на вышивках были не просто красивыми узорами, а сакральными символами, заключали в себе религиозный и ритуальный смысл. Например, вышитым определенным образом полотенцем можно было обернуть больную ногу или окутать им ребенка в качестве оберега. «Декоративно-прикладное искусство – часть нашей культуры, поэтому очень важно сохранить ее значение и смыслы не только для нас, но и для будущих поколений», – подчеркивает старейший мастер проекта.



Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики