В Чувашской государственной филармонии прозвучала программа «Сокровища кельтов»

В Чувашской государственной филармонии прозвучала программа «Сокровища кельтов»

Кто-то считает их добродушными весельчаками в смешных рогатых шлемах, за обе щеки уплетающими свинину, сваренную в соленой воде с уксусом и тмином, и запивающими ее медовуховой из глиняных сосудов. Кто-то восхищается их ловкостью, силой духа и превосходным знанием боевых искусств. Кто-то удивляется свободе их нравов, позволяющих женщинам владеть землей, обучать мальчиков военному делу и даже разводиться, что было неслыханно для того времени. У каждого из нас разное представление о кельтах, неизменно одно: об этом народе, овеянном ореолом древних легенд и преданий, можно говорить бесконечно, недаром о нем до сих пор снимают фильмы и пишут книги. А для руководителя известной московской группы «Classy Jazz», музыканта-мультиинструменталиста, композитора и аранжировщика Олега Матвеева его фольклор - один из главных источников вдохновения.

Музыкальный материал программы «Сокровища кельтов», покорившей зрителей всей России от Архангельска до Белгорода, а 16 апреля показанной в Чувашской государственной филармонии, основан на народных шотландских, ирландских и исландских напевах и наигрышах с их неповторимой энергетикой, витиеватостью мелодического рисунка, прихотливостью ритмики и разнообразием инструментария. Однако наряду с кларнетом, волынкой и вистлом, которые поочередно оказывались в руках у Олега Матвеева, в концерте были задействованы рояль (Яна Саликова), бас-гитара (Евгений Яковлев), ударные (Дмитрий Леля) и электроорган (Юлия Иконникова). Столь необычный, довольно непривычный уху инструментальный состав вполне оправдан: «Classy Jazz» работает в стиле келтик-фьюжна, продолжая традиции таких западноевропейских групп, как «Fairport Convention», «Pentangle», «Steeleye Span», «Horslips» и «The Pogues», смешавших в своем творчестве вокально-инструментальное наследие кельтов с элементами рока, панка, хип-хопа, электроники и других направлений современной музыки.

Вот и сегодня наряду с хорошо узнаваемыми мелодико-гармоническими оборотами, присущими музыкальной культуре кельтов, можно было услышать и жесткие гитарные рифы, и упругие биты, и пряные джазовые импровизации, органично вплетенные в общую звуковую канву (недаром миксолидийский лад, характерный для интонационного строя кельтских мелодий, также является основой блюзовой гаммы). Одна за другой перед глазами возникали яркие картины, словно иллюстрации в сборнике средневековых сказаний: вот отважный кельт гуляет на пирушке, резво отбивая ногами острый ритм джиги, вот радуется утреннему пробуждению природы, вот убегает в луга вместе со своей возлюбленной, вдыхая аромат свежескошенной травы и полевых цветов. В колоритных соло Олега Матвеева угадывались то протяжные песни бардов, то немного гнусавый голос рожка, в который беззаботно дудят пастухи на ранней росистой зорьке, то шум залива, омывающего своими водами прибрежные скалы.

Кто знает, быть может, именно в одном из таких заливов когда-то ловил рыбу сам Гектор-герой – персонаж одноименной шотландской песни, повествующей о предводителе троянского войска (по версии некоторых из историков троянцы были кельтами), главном защитнике Трои, старшем и самом храбром сыне ее царя Приама. А звучали еще «Птица роняет перо», «О, благодать!», «Рил старой волынки», «Вальс горящих свечей» из кинофильма «Мост Ватерлоо», в основе которого, оказывается, лежит старинная шотландская тема, «Славянская фантазия» по мотивам украинской рождественской колядки «Щедрик», «Прогулка по камням», «Берег Ирландии» и, конечно же, популярная баллада «Зеленые рукава». Все они рассказывают о бесконечном многообразии земной жизни, в которой кельты, несомненно, знали толк.



Чувашская государственная филармония
20 апреля 2022
17:51
Поделиться