«Белых» пятен на будущей вышитой карте России становится все меньше

«Белых» пятен на будущей вышитой карте России становится все меньше

Более 60 регионов России уже прислали в Чувашию «кусочки» вышитой карты России с очертаниями границ своих территорий. Уже совсем скоро они, словно пестрое лоскутное одеяло, соединятся в одно большое полотно. Разноликая, как и сама страна, карта во многом станет символичной: в стежках, орнаментах и красках она отразит многообразие и характер населяющих нашу страну народов. А многие уже окрестили будущую совместную работу всех российских вышивальщиц оберегом России.

И QR-код в придачу

…В рабочем кабинете заведующей музеем чувашской вышивки Надежды Сельверстровой, куда стекаются все работы, уже собралась внушительная стопка объемных конвертов, свертков и бандеролей с почтовыми штемпелями из самых разных уголков страны. Первые посылки, напомним, пришли в Чувашию еще в начале марта из Тамбовской области, следом — с Брянщины, и с тех пор ежедневно в музей прибывает по два-три, а то и сразу пять почтовых отправлений.
А в них — настоящее сокровище. С трепетом раскрывают музейщики каждую упаковку, и всякий раз приходят в восторг от чудесных рукотворных работ лучших искусниц со всей России. Подивиться есть чему — богатство материалов, техник, орнаментов, смыслов, которые вложила каждая мастерица, вышивая свою часть карты страны, впечатляет! Тут и лен, и бархат, и шелк, и гипюр, и сукно, и золотные нити, и оленьи жилы и волоски, и бисер, и жемчуг, и ракушки, и стразы, и пайетки, и даже янтарь.
Самоцвет, изящно вплетенный в орнамент, теплым светом отливает на панно из Калининградской области. В центре композиции — древо жизни, увенчанное символом солнца — знаком Алатырь.
Чтобы показать связь с другими российскими регионами, несмотря на границы и расстояния, мастерицы использовали разные приемы вышивки: крестом, владимирскую гладь, ивановскую строчку, цветную перевить. А на карте этого янтарного края мастерицы вместо затейливого узора вышили QR-код. Причем это не просто черно-белый рисунок. Если навести на него смартфон, открывается сайт о Калининградской области. В музее проверяли — ссылка рабочая.
А на прошлой неделе в музей поступила и вышитая карта Чувашии. Хоть регион и небольшой, зато располагается на карте он почти в самом центре. Трудилась над очертаниями республики мастер народных художественных промыслов Надежда Кузнецова. На панно нашего региона она изобразила древо жизни. А по обе стороны от него — фигурки животных и мужчины и женщины как знак непрерывного продолжения чувашского народа.
В качестве эксперимента вышитый фрагмент карты республики музейщики пробовали приложить к готовым отрезам соседних поволжских регионов. «Примерка» показала, что в вышивке у нас много схожего — например, в цветовой палитре. А на карте Ульяновской и Самарской области увидели элементы чувашской вышивки. Так мастерицы отразили многонациональный состав населения своих территорий, где проживает в том числе и много чувашей. Самарцы, кстати, не забыли и про Волгу — на карте области она изображена в виде витиеватой синей полоски.

За карту — большая конкуренция

На вышитой карте России, конечно, не найдешь названий сел и городов, но культурно-этнические особенности регионов прочувствуешь. Причем в некоторых областях и краях страны мастерицы постарались учесть культуры разных народов, населяющих ту или иную территорию. Даже одинаковых образцов русской вышивки на присланных работах не встретишь. Если русский север — это приглушенные и сдержанные тона, то юг Руси — буйство красок. Так, лоскуты краснодарских, ростовских, ставропольских и воронежских мастериц украшают жизнерадостные подсолнухи, виноградные лозы, снопы колосьев.
«О многом, конечно, пришлось договариваться с мастерицами из регионов, прежде чем они приступили к вышивке, — вспоминает Надежда Сельверстрова. — Изначально всем была разослана белая канва. Некоторые возмущались: мол, вы не знаете нашу традиционную вышивку — у нас не вышивают по канве. А кто-то был в отчаянии — в их регионе нет вышивки… Было и такое: говорили, что в регионе всего две вышивальщицы, которые живут в тысяче километров друг от друга, и там не знали, как будут вышивать одну карту. Или наоборот: в каких-то регионах, как, например, в Нижегородской области, желающих вышивать карту своей земли оказалось так много, что между вышивальщицами даже возникла конкуренция».

Цифра

Почти 21 кв. метр будет занимать готовая вышитая карта России. 

А совсем недавно, рассказывают в музее чувашской вышивки, раздался звонок из Карелии. На том конце провода просили принять их работу. Собеседников пришлось разочаровать: как раз незадолго до этого звонка в Чувашию уже прибыл фрагмент карты Карелии.
«Акция вызвала такой интерес по всей России! Везде о ней наслышаны, везде работали с таким энтузиазмом, — продолжает Надежда Аркадьевна. — Мы создали общий чат. Все вышивальщицы подружились и теперь общаются. И нам, музейщикам, это полезно: благодаря акции появилась база народных мастеров со всей страны. Когда посылки открываешь, а я их первая открываю — у меня счастливое такое право, видишь очень много удивительного, познавательного, зрелищного».

Олени, жемчуг и «белое на белом»

Весьма необычно, например, поступили в регионах, для которых «обычная» вышивка несвойственна. Здесь, пожалуй, нет равных мастерам Ямало-ненецкого автономного округа. В качестве ниток они использовали оленьи жилы и волоски из оленьей бороды — там они самые длинные. Вместо вышивки рукодельницы использовали аппликацию, а в орнаменте — традиционные узоры севера: рога оленя, лисий локоть, крыло чайки, зубы щуки. А вот у искусниц Оренбургской области все равно получился пуховый платок: в качестве образца они приложили к карте своего региона мини-платок, сотканный из тончайшего козьего пуха.
Натуральный речной жемчуг, бархат, золотные нити — на карте Северной Осетии — Алании. В технике золотного шитья выполнили работу и в Адыгее. Чтобы контуры совсем небольшой республики не затерялись на огромном полотнище, мастерица придумала оригинальный рисунок. Столицу Майкоп она представила в виде золотого яблочка нартов, а саму республику вышила серебряными нитями. Получилось что-то вроде золотого яблочка на серебряном блюдечке. А в самом маленьком субъекте страны Ингушетии (она, кстати, в шесть раз меньше Чувашии) особенности региона решили показать не на карте, а на панно. Это квадрат ткани, который прилагается к фрагменту карты для более детальной демонстрации местного вышивального искусства.
Войлок — у саамов Мурманской области, шелк — у башкир и татар, шерсть — в Тюменской области… И названия вышивок в различных уголках страны разные: орловский спис, смоленские украсы. Даже профессионалы музея чувашской вышивки со многими видами швов и техник встретились впервые, многое их удивило. «В Ивановской области — «белое на белом», как бы вышивка на сетке, там не столько вышивальщицы, сколько мастера по лоскутной мозаике. В Иркутской области жили переселенцы, отсюда и разные виды вышивки: иркутская гладь, известная постепенным переходом цветов, тамбурная вышивка, другие. В Костроме — изысканная вышивка на льне. Мордовия — ковровая вышивка. В Дагестане — кайтагская вышивка с элементами в виде бараньих рогов — символа изобилия», — перечисляет Надежда Сельверстрова, разворачивая присланные образцы, один краше другого.

Единственный мужчина за пяльцами

К вышивке контуров своих регионов привлекались художники, конструкторы, историки, краеведы, искусствоведы. В группе «Вышитая карта России» в соцсети «ВКонтакте» можно увидеть, как создавались произведения народного творчества. Многие мастера работали над фрагментами в национальных костюмах, с песнями на родном языке. В Ульяновской области, например, над картой региона больше месяца трудился Cергей Кольцов, сотрудник Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова — единственный мужчина, работавший над вышитой картой России. Он, кстати, чувашским музейщикам хорошо знаком — ульяновец, имеющий и чувашские корни (его бабушка родом из Яльчикского района), несколько раз участвовал в «Орнамент-фесте «Эреш». За основу карты области Сергей Кольцов взял этнографические образцы: вышитые и тканые русские, татарские и чувашские полотенца, чувашские «сурпан» и рубахи «кепе», мордовские рубахи «панар», передники и набедренник «пулай».
Ближайшую неделю в республике будут ждать посылки из всех оставшихся регионов. А когда вся коллекция будет собрана, мастерицы из Чувашии приступят к сборке единого полотна. Работа, как отмечает Надежда Сельверстрова, предстоит огромная, трудоемкая — нужно учесть не только разные виды вышивки и разные материалы лоскутов, которые не так-то просто сшить, как кажется, и придумать надежную конструкцию, к которой карта будет крепиться. Ведь вес и размер будущего полотнища будут внушительными. Срок тоже сжатый — к 12 июня, Дню России, вышитая карта России должна быть готова. Ее представит народная артистка России Надежда Бабкина на фестивале-марафоне «Песни России» в Чебоксарах. Затем вышитая карта России отправится в путешествие по всем регионам страны.

КСТАТИ

Культурный код народа

Новгородские умелицы использовали красные нити — традиционный цвет для этой губернии. Изучив коллекции в Новгородском музее-заповеднике, вышивальщицы выбрали характерный орнамент с богиней Берегиней, символизировавшей плодородие. Ее новгородцы почитали особенно, ведь землю на северо-западе Руси всегда было тяжело возделывать. Умелицы использовали шов «роспись», где каждый стежок нужно считать, крест и счетную гладь.
Центральный элемент карты Марий Эл — птицы. По легендам финно-угорских народов, именно утка являлась родоначальницей всего живого на земле. Весь растительный орнамент вышит в технике «роспись» и заполнен счетной гладью.
Карту Вологодской области вышивала мастер народных промыслов Дина Теленкова.
В работе она использовала две исключительно вологодские техники — «вологодское стекло» и древний «шов по письму». На полотне изображены двуглавый орел и крылатый лев-барс, взятые с посольской скатерти 17 века из фондов Вологодского музея-заповедника.
Челябинские мастерицы специально для карты соткали на старинном ткацком станке домотканый материал из льняных нитей. Вышивали карту мастерицы разных национальностей: они использовали элементы традиционных татарской, башкирской, украинской и русской вышивок.
На карте Приморского края можно найти характерные для региона символы: краба, раковины морского гребешка, тигра, лотос, маяк, якорь. Местные бренды — балет, пермский звериный стиль, символы коми-пермяцкой культуры — изображены и на карте Пермского края. Она выполнена в характерных для народов Пермского края техниках: вышивка крестиком и тамбурный шов. Очертания полуострова Крым вышиты в желто-зеленых тонах. А на фрагменте к карте мастерицы изобразили орнамент в виде виноградной лозы в вышивальных техниках трех народов: русских, крымских татар и украинцев.

БЫВАЕТ

Непридуманные истории

На страничке «Вышитой карты России» в соцсети «ВКонтакте» опубликованы забавные случаи, связанные с проектом, которые собирает заведующая музеем чувашской вышивки Надежда Сельверстрова. Вот один из них.
«Звонит главный редактор одной газеты из Тулы на рабочий телефон музея чувашской вышивки. Нашелся паспорт нашего земляка из Красночетайского района, и он просит содействия — называет Ф.И.О., адрес.
— Почему вы звоните именно в музей? — интересуюсь я.
— Погуглил, по адресу выходит вышивальщица карты Чувашии из этой деревни и дальше организатор — вы.
Мы на следующий день всех уже нашли, благодаря карте».

Пятого марта в Чувашию из Тамбовской области прибыла первая посылка с готовой работой. Вместе с сотрудниками музея чувашской вышивки ее открыла руководитель Минкультуры Чувашии Светлана Каликова.
Идея вышить карту России зародилась в Чувашии после того, как в прошлом году наши мастерицы создали вышитую карту республики.