В ЧГХМ открылась выставка «Автопортрет в творчестве Ивана Дмитриева. Новая концепция»
С 25 марта в Чувашском государственном художественном музее работает выставка «Автопортрет в творчестве Ивана Дмитриева. Новая концепция», приуроченная к 120-летию художника.
В рамках торжественной церемонии открытия куратор выставки, главный хранитель музея Георгий Исаев, который уже более 20 лет занимается исследованием творчества Ивана Васильевича, рассказал о ее концепции: «24 года назад, после завершения обучения в Москве, я организовал первую выставку автопортретов Дмитриева. Она была гораздо масштабнее – хотелось обозреть все пространство, весь мир художника, выраженный посредством этого жанра. В этот раз я ставил перед собой более конкретные задачи – показать основные слои, планы этого выражения. Задумаемся, зачем человек рисует себя? Автопортрет может быть дневником, фиксирующим впечатления, состояния и эмоции (и это очень часто встречается в творчестве Дмитриева – приехал с дачи, сделал автопортрет, поставил время и дату), может быть разговором с самим собой, познанием себя. Но с какой бы целью он ни создавался, он является проявлением внутреннего пространства человека во вне».
Выставка располагается в четырех залах. В первом из них мы видим автопортреты, в центре внимания которых первый слой – лицо. Дальше второй слой – одежда, социальная «кожа» человека, и предметы профессии. Часто повторяющийся образ художника – в шубе. В поисках собственной идентичности он пишет себя в разнообразных головных уборах (тюбетейки, шляпы, кепки, пилотка), будто примеряя вместе с ними разные образы – от молодого уверенного в себе живописца, покорителя Москвы, до представителя мирной профессии, внезапно ставшего солдатом. С кистями и скульптурами, за постановкой натюрморта (в образе художника) – и в разных ракурсах за фортепиано, с музыкантами. Попытка осмыслить, осознать свои отношения с музыкой проходит красной нитью не только в произведениях, но и в воспоминаниях и дневниках художника – с одной стороны, «дилетант», не имеющий в этой области профессионального образования, а с другой – человек, глубоко ее чувствующий, увлеченный, играющий и пишущий.
Следующий план, который обозначил куратор при построении экспозиции – семья, детство, воспоминания о золотом времени благополучия и гармонии. От этого времени нужно удалиться, чтобы начать осознавать его. Дмитриев пишет себя рядом с отцом и матерью, во время учебы, будто бы черпая из этих светлых моментов уверенность и покой. Еще один, более широкий и отдаленный круг – взаимоотношения с природой. Человек как он есть, открытый и обнаженный, в своем взаимодействии с миром.
Философски обосновывая свои построения, Георгий Геннадьевич опирается на понятие «аутопоэзиса»: «Познавая себя как личность, художник видит, чего ему не достает, и постоянно достраивает недостающее, вновь и вновь обращаясь к этому в творчестве».
Во время открытия было также представлено новое издание, подготовленное Георгием Исаевым совместно с Олегом Улангиным – своеобразный альбом, включающий хронику жизни и творчества художника с выдержками из его дневников, проиллюстрированную редкими фотографиями. Познакомиться с ним можно в научной библиотеке ЧГХМ – остальная часть небольшого тиража разойдется по музеям, в которых хранятся произведения художника – от Государственной Третьяковской галереи до музеев Переславля-Залесского, Архангельска и Кузбасса.
У первых зрителей, среди которых было много родных художника (большой род Эльмеков из Яльчикского района), возникло множество вопросов: о его характере и сложной многогранной личности, об особенностях его художественного стиля, об учебе и учителях, об истории отдельных экспонатов, так что вечер завершился подробной кураторской экскурсией. Познакомиться с Иваном Дмитриевым поближе, вглядываясь в его автопортреты, можете и вы – выставка продлится до 18 апреля.
Фоторепортаж