Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Опера «Шывармань» - яркое открытие Фестиваля чувашской музыки

Опера «Шывармань» - яркое открытие Фестиваля чувашской музыки

2 февраля в Чувашском государственном театре оперы и балета открылся Фестиваль чувашской музыки. Вниманию зрителей была представлена опера Ф. Васильева «Шывармань», с премьеры которой 22 мая 1960 года началась творческая жизнь музыкального театра в Чувашии. Событие было воспринято как грандиозный национальный праздник, ведь до этого жители республики не имели возможности видеть в Чебоксарах постановки опер. Так как зрительный зал не мог вместить всех желающих, прямую трансляцию премьеры слушали из репродуктора на Красной площади, а самому композитору, чтобы попасть на спектакль, даже пришлось прибегнуть к помощи милиции. «Шывармань» была принята с таким восторгом, что, когда артисты и постановщики вышли на поклоны, зрители забросали сцену ветками черемухи. Отзывы о премьере можно было прочесть не только в республиканских, но и в центральных СМИ, в частности, в газете «Советская культура».

Новая постановка национального шедевра позволила современному поколению публики окунуться в атмосферу древних чувашских легенд и преданий. История возвышенной, чистой любви органично гармонирует с мистичностью древних обрядов, задор хороводных и плясовых – с лиричностью арий и дуэтов, танцевальные дивертисменты – с мощью и аскетизмом хоров. Вот уж где композитор с лихвой применил все свои знания чувашского фольклора, народных обычаев и поверий, составляющих фабульную основу спектакля, эпического по духу и манере подачи материала. Здесь есть все: и пантеон языческих богов с его четким разделением на светлые и темные силы, и живописные зарисовки народного быта, и витиеватые узоры чувашской вышивки, считающейся подлинным достоянием республики, и праздничные хороводы, пленяющие плавностью линий и размеренностью шага, и звон монист, органично вплетающийся в берущее за душу выразительностью мелодики и цветастостью гармонического плана звучание симфонического оркестра под управлением Никиты Удочкина. Зрители словно пролистывают ярко иллюстрированный экскурсионный буклет, на страницах которого видят все, чем славится любимая Чувашия.

Особый психологизм сценическому действу придавала личная драма героев, талантливо воплощенная Надеждой Степановой и лауреатом международных конкурсов Иваном Николаевым в партиях Сарби и Атнера. Их дуэт сочетал в себе трагическую безысходность и детскую непосредственность, непреклонную решимость и духовную чистоту. Контрастная пара героев – Чегесь и Палля в исполнении заслуженной артистки Чувашии Татьяны Тойбахтиной и Василия Николаева, чье пение пленяло слух тонкостью интонирования и безупречностью вокализации. Ожесточенно и грубо вторгался в мир влюбленных могущественный Арлан в претворении лауреата международных конкурсов Константина Москалева, несущий в себе разрушительное начало.

С первых минут спектакля у певцов сложился великолепный ансамбль, который органично дополнили народная артистка Чувашии Маргарита Финогентова (Чагак) и заслуженный артист Чувашии Михаил Мокшанов (Магась), лауреаты международных конкурсов Максим Карсаков (Садай) и Илья Гурьев (Эрхип). Текучесть мелодических горизонталей в сочетании с красочной светотенью гармонического фона, яркие динамические контрасты и тембровые переклички создавали эффект парения в невесомости даже в самые сумрачные моменты сценического действа.



Чувашский государственный театр оперы и балета
03 февраля 2022
12:36
Поделиться