29 января Неделю итальянской музыки продолжила опера «Отелло»
Ни привычных колоратурных изысков, ни легкой вальсовости оркестрового сопровождения, ни четкой номерной структуры - эволюция композиторского языка Джузеппе Верди достигла в «Отелло» своего апогея. «В нашем театре опера была впервые поставлена в 1995 году, в 2013 на открытии XXIII Международного оперного фестиваля имени М.Д. Михайлова состоялась премьера новой версии постановки. Спектакль стал победителем Республиканского конкурса «Узорчатый занавес» в номинации «Лучшая сценография», отдельных наград удостоились исполнители главных партий», — рассказал художник-постановщик спектакля и главный художник театра, заслуженный художник Чувашии, лауреат Государственной премии Чувашии Валентин Федоров. В 2014 году опера была показана в Йошкар-Оле на сцене Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Э. Сапаева на Всероссийском фестивале «Зимние вечера», а 29 января - в Чувашском государственном театре оперы и балета в рамках Недели итальянской музыки.
Превосходная вокальная техника солистов в сочетании с насыщенным эмоциональным наполнением и артистизмом способствовали созданию выразительных, запоминающихся с первой фразы образов, пленяющих стройностью форм, изысканностью линий и природной органикой. Заслуженный артист Республики Хакасия Сергей Кузнецов буквально «схватил за глотку» уже с первых минут музыкально-драматического действа, когда под ветровые стоны и призывы кишащей толпы из бушующих вод поднялась его фигура. Герой изменялся. Он представал то доблестным воином, то шекспировским романтиком, то погруженным в себя мыслителем. В его интонациях кипели отчаяние, нежелание мириться с жестокостью судьбы, робкая надежда на то, что все еще можно исправить. В дуэте с заслуженной артисткой Чувашии Татьяной Тойбахтиной в партии Дездемоны, чье мягкое, согревающее необычайной внутренней теплотой сопрано ложилось на оркестровое полотно тонкой серебряной нитью, тенор певца заиграл новыми красками. И хотя внешне героиня была застенчива и хрупка, точно ваза из муранского стекла, динамические всплески голоса выдавали в ней страстную, готовую бороться за свое счастье натуру.
Суровой, неприступной скалой вырастал саркастический Яго. Резкие изломы его вокальной партии находили отражение в угловатых очертаниях внешнего рисунка. Незаурядный артистический темперамент и редкая сценическая энергетика позволили лауреату международных конкурсов Ивану Николаеву создать броский, запоминающийся образ коварного, разрушающего судьбы и непреклонно идущего к своей цели мичмана. Его исполнение увлекало насыщенностью тембра и широтой диапазона, тонкостью ладотональных переходов и сочностью мелодических длиннот, полнотой эмоциональной гаммы и глубиной внутреннего содержания.
Яркий исполнительский ансамбль органично дополнили заслуженные артисты Чувашии Светлана Ефремова (Эмилия) и Михаил Мокшанов (Монтано), лауреаты международных конкурсов Константин Москалев (Лодовико), Василий Николаев (Кассио), Илья Гурьев (Родриго и Герольд), хор и симфонический оркестр театра под управлением Никиты Удочкина, которого можно поздравить с дебютом. С легкой руки маэстро одна из последних вердиевских партитур превратилась в настоящий звуковой шквал, поражающий трепещущим тремоло и затаенным пианиссимо, дрожащими паузами и экзальтированным тутти.