Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

В мир музыкального искусства - с Борисом Андриановым

В мир музыкального искусства - с Борисом Андриановым

В 16 лет он стал лауреатом I Международного юношеского конкурса имени П.И. Чайковского, а спустя год получил I премию и Гран-при на конкурсе в ЮАР. На VI Международном конкурсе виолончелистов Мстислава Ростроповича в Париже он был первым представителем России, удостоившимся звания лауреата за всю историю состязания. «Молодой русский музыкант играет как бог: трогающий до глубины души звук, прекрасная мягкая вибрация и мастерское владение инструментом сотворили из неприхотливого концерта Боккерини маленькое чудо», – писала о его выступлении в Берлинской филармонии немецкая газета «Берлинер тагесшпигель». Все это – про заслуженного артиста России Бориса Андрианова. 20 декабря один из самых ярких представителей отечественной виолончельной школы впервые дал концерт с Камерным оркестром Чувашской государственной филармонии под руководством Сергея Григорьева при содействии Министерства культуры России и Московской государственной академической филармонии. Концертную программу посетила министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии Светлана Каликова. 

Имя заслуженного артиста России Бориса Андрианова – из разряда тех, на которые идут, и это абсолютно оправдано: на своих концертах мастер дает возможность не только со всей полнотой вкусить весь смак виолончельных соло, но и многому научиться. Например, подсмотреть пару-тройку оригинальных исполнительских приемов, ведь технические возможности артиста настолько широки, что любое музицирование превращается в экстремальный спорт с целым каскадом гамм, арпеджио и двойных нот. Манера его звукоизвлечения – брутальная, напористая, по-мужски жесткая, в чем ее особая прелесть. Солист сразу берет слушателей за горло, требуя предельной концентрации, активной работы мысли и удерживая их в напряжении от первого проведения темы до самой каденции.

Концерт стал своеобразным экскурсом в мир музыкального искусства с его многообразием эпох, стилей и направлений. Аскетичное генделевское Кончерто гроссо Соль мажор op. 6 №1 с чередой барочных секвенций (солисты – народный артист Республики Татарстан Сергей Емельянов, Сергей Григорьев, Алексей Егоров) сменил абсолютно классический и по форме, и по содержанию гайдновский концерт До мажор с его изяществом линий, ясностью тонального плана и кристальной чистотой интонационного строя. Ну а дальше – буйство фантазии, эмоций, красок. Таковы колоритная сюита «Из времен Хольберга» Э. Грига, пронизанная ритмами сарабанды, ригодона, гавота, и блистательные Вариации на тему рококо П. Чайковского – яркие образцы эпохи романтизма с богатством гармонической палитры и возросшей ролью мелодического начала. Солист продемонстрировал тонкое, поистине интуитивное чувство стиля и максимально достоверное воплощение авторского замысла, точное попадание в созданный композитором образ и, в то же время, самобытное и глубоко индивидуальное прочтение партии сквозь призму собственного «я». Смычок двигался по струнам настолько плавно, что временами казалось, будто перед нами вовсе не музыкант, а художник, рисующий бесконечные линии и дуги, не отрывая кисть от холста. Особый шарм музыкальному повествованию придавал галантный дирижерский жест маэстро Сергея Григорьева, также хочется подчеркнуть редкую сплоченность всей исполнительской команды, бесценное умение оркестрантов не просто существовать на сцене бок о бок, а активно взаимодействовать и работать сообща, вместе создавая полноценный музыкальный продукт.

Виолончель для Бориса Андрианова – словно сама душа, его тело настолько сроднилось с ее корпусом, что временами казалось, будто не он управляет ею, а наоборот. Вот она начинает возмущенно гоготать, пронзая такт за тактом своим глуховатым звучком, вот резко меняет тон и запевает холено и по-барски, точно любезничая с каждой оркестровой группой. Но, главное, всякая виолончельная тема в исполнении Бориса Андрианова напоминает человеческую речь – столько в ней теплоты, проникновенности, живости интонации. Солист бережно вносит в зал каждую фразу, словно боясь расплескать ее звуки, и даже обычная, ничем не примечательная гамма в его руках расцветает творением муз.

 

 

 



Чувашская государственная филармония
21 декабря 2021
15:23
Поделиться