Оперный фестиваль продолжился показом спектакля «Риголетто»
«Куртизаны, исчадье порока, за позор мой вы много ли взяли? Вы погрязли в разврате глубоко. Не продам я честь дочери моей!» - прогремело над залом Чувашского государственного театра оперы и балета, так что все мы внутренне содрогнулись. Состав спектакля «Риголетто», продолжившего XXXI Международный оперный фестиваль имени М.Д. Михайлова 21 ноября, был не только звездным, но и покорил своей обширной географией. Согласитесь, отнюдь не часто встретишь в одной постановке представителей сразу пяти городов страны - Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода и Чебоксар. Более пятидесяти билетов на спектакль было приобретено по «Пушкинской карте».
Заслуженный артист России, народный артист Самарской области Василий Святкин в партии Риголетто - залог успеха. Многие критики называют его «лучшим Риголетто России», певца из Самары часто приглашают за рубеж для исполнения именно этой партии, так что он уже спел ее в Англии, Франции, Германии. В воплощении именитого гостя, чей голос тек размеренно и величаво, словно густое лампадное масло по холстине, герой был полон безысходного трагизма, граничащего с чистотой души и искренностью чувств. Пресс-службе театра солист признался, что в его интерпретации Риголетто - это, прежде всего, любящий отец, и с гибелью дочери наступает конец и для него. Задача артиста - через голос и драматическую игру передать всю глубину трагедии персонажа, который переживает настоящий внутренний апокалипсис.
Партия Джильды в исполнении обворожительной Надежды Кучер из Санкт-Петербурга прозвучала образцом безупречного итальянского бельканто. Нежнейшее сопрано певицы, признанное одним из лучших на современной оперной сцене (Надежда - дважды лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и победитель многих престижных конкурсов в Великобритании, Голландии и других странах, за ее плечами - совместные проекты с Теодором Курентзисом и дебюты на сценах Берлинской Оперы, Муниципального театра Сантьяго и Большого театра Женевы), покоряло изумительной филигранностью колоратур, тонкостью фразировки и превосходно гармонировало с тенором заслуженного артиста Республики Татарстан, заслуженного деятеля Казахстана Нурлана Бекмухамбетова из Москвы. Давний любимец чебоксарской публики (многие из нас помнят его в образе простого деревенского паренька Неморино в опере «Любовный напиток») раскрылся с новой, неожиданной стороны. Ловелас и баловень судьбы, его Герцог, кажется, влюбил в себя всю женскую половину зала, а после знаменитой песенки «Сердце красавиц склонно к измене» на певца обрушился целый шквал оваций.
С особой гордостью чебоксарцы аплодировали своему земляку Михаилу Наумову в партии Спарафучиле, чей глубокий, насыщенный бас звучал с необычайным внутренним напором и буквально накрывал нас своей будоражащей волной. Уроженец села Мишуково Порецкого района Чувашии, певец окончил Чебоксарское музыкальное училище имени Ф.П. Павлова и Нижегородскую государственную консерваторию имени М.И. Глинки, пел в театрах Перми, Владикавказа, Астрахани и Улан-Удэ, дебютировал на сцене Мариинского театра в партии Чуба в опере «Ночь перед Рождеством», а в 2016 году вернулся в Нижний Новгород, где освоил практически весь басовый репертуар, от глинкинского Сусанина (кстати, коронной партии самого Максима Дормидонтовича Михайлова) до доницеттиевского Паскуале.
Нельзя не отметить огромную самоотдачу и редкую техническую слаженность артистов хора, а также ансамбля солистов в составе народной артистки Чувашии Маргариты Финогентовой (Маддалена), заслуженной артистки Чувашии Светланы Ефремовой (Джиованна), лауреатов международных конкурсов Максима Карсакова (Монтероне), Ивана Николаева (Марулло), Ильи Гурьева (Борса), Елены Соколовой и Владимира Ашмарина (Графиня и Граф Чепрано), превосходно справившихся с вереницей развернутых квинтетов, квартетов, трио и дуэтов. Изысканным украшением массовых сцен стали танцевальные эпизоды в исполнении артистов балетной труппы.
С симфоническим оркестром театра сегодня работал лауреат премии «Самарская театральная муза», художественный руководитель и главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета Евгений Хохлов. Творческая фантазия и изобретательность мастера не знали границ. Вступая с музыкой в темпераментный диалог, он растворялся в ней, уделяя внимание мельчайшим деталям, кропотливо смешивая тембровые краски подобно тому, как парфюмер смешивает ароматы, и искусно «ткал» тонкое звуковое полотно, пленяющее фактурной многослойностью и ажурностью интонационных контуров. Тандем наших музыкантов и приглашенного маэстро, бесспорно, удался на славу: одна из лучших партитур Джузеппе Верди «цепляла слух» тонкостью мелодических линий, красочностью гармонического фона и невероятной энергетической силой.