Опера «Алеко» - яркое открытие XXXI Международного оперного фестиваля имени М.Д. Михайлова
Вместо костра - огнедышащий вулкан, вместо гитар и бубнов - индийские юбки и бинди - разноцветные точки на лбу как символ солнца, света и удачи. Все это - опера С.В. Рахманинова «Алеко», премьера которой открыла XXXI Международный оперный фестиваль имени М.Д. Михайлова в Чувашском государственном театре оперы и балета 19 ноября. Грандиозный праздник музыки, вот уже более трех десятков лет собирающий в Чебоксарах мастеров вокального искусства со всего мира, посетила министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии Светлана Каликова.
«Алеко» - материал для нашей труппы не новый. Многие театралы и ветераны сцены помнят спектакль 1963 года, поставленный основателем и первым режиссером театра Борисом Марковым, через несколько десятков лет опера прозвучала в концертном исполнении. Как оказалось, «Алеко» по сей день волнует сердца и вызывает живой интерес у молодого поколения публики - более ста билетов на спектакль было приобретено по «Пушкинской карте». По словам педагогов, «когда ребята узнали, что в основе либретто оперы лежит поэма А.С. Пушкина «Цыганы», сомнений не осталось - в театр надо идти». «Все мы с детства читаем и учим наизусть стихи Александра Сергеевича Пушкина, однако увидеть его на современной сцене, да еще и музыкальной, дорогого стоит. Мы в предвкушении!», - прокомментировали школьники.
Опера «Алеко» была выбрана для постановки неслучайно - в 2023 году в нашей стране отметят 150-летие со дня рождения Сергея Рахманинова, соответствующий Указ подписал Президент России Владимир Путин в январе 2020 года. Готовиться к юбилейной дате в республике начали заранее, причем не только в театре. «Алеко» - уже третий совместный проект Чувашского государственного театра оперы и балета и Чувашской государственной академической симфонической капеллы под руководством народного артиста России, заслуженного деятеля искусств России и Чувашии Мориса Яклашкина, вставшего сегодня за дирижерский пульт. И если оркестровое сопровождение было полностью отдано на откуп музыкантам капеллы, в хоровых эпизодах (хормейстер - заслуженный деятель искусств Чувашии Наталья Яклашкина) принимали участие артисты и капеллы, и театра, благодаря чему массовые сцены обрели еще большие мощь и размах. Ощущению гиперзаполненности сценического пространства также способствовали развернутые танцевальные картины в постановке талантливого московского хореографа Константина Матулевского, который провел плодотворную и кропотливую работу как с солистами нашей балетной труппы Еленой Коцюбирой и Дмитрием Ведерниковым, так и с артистами кордебалета.
Ни единой «проходной» сцены, ни малейшего случайного жеста или взгляда «в пустоту». Каждый винтик этой огромной машины, запущенной режиссером Максимом Жучиным и заслуженным художником Чувашии, лауреатом Государственной премии Чувашии Валентином Федоровым, работал на идею, содержание, смысл, разжигая в сердцах зрителей огонь настоящей цыганской страсти. Солист Мариинского театра Эдем Умеров наполнил образ Алеко целой гаммой красок и эмоциональных оттенков, превратив его в живописную мозаику. Жанровые изыски лирико-психологической оперы оказались как нельзя более близки исполнительскому «я» певца, показавшего себя еще и ярким драматическим актером, мастерски сыгравшим роль Человека, раздавленного катафалком безжалостной судьбы.
Достойными творческими партнерами гостя были народные артисты Чувашии Маргарита Финогентова, Дмитрий Семкин и лауреат международных конкурсов Константин Москалев в партиях Земфиры, Молодого цыгана и Старого цыгана, чье пение представляло собой абсолютное равноправие внутреннего содержания и техники (широта дыхания, чуткая нюансировка, тонкая фразировка, бережное ведение мелодической линии с ее естественностью вокализации и гибкостью интонационных оборотов). От души хочется поздравить с успехом новую солистку оперной труппы театра Марию Михайлову в партии Старой цыганки, впервые принимавшую участие в Михайловском фестивале.
Сценическое повествование оказалось настолько действенным, живым и эмоционально бурлящим, что напоминало драматический спектакль. Здесь было все - ревность и предательство, роковое влечение и одержимость, ненависть и любовь. С первого взгляда, с первого такта, с первой ноты. Несмотря на то, что главную роль в опере играет голос, симфонический оркестр под руководством Мориса Яклашкина дополнял, «договаривал» за героев, помогая нам еще острее прочувствовать их переживания и ощутить всю красоту и пронзительность композиторского языка Сергея Рахманинова, «последнего романтика» в русской музыке.