В ЧГХМ продолжает работу выставка «Карандашный портрет»

В ЧГХМ продолжает работу выставка «Карандашный портрет»

Выставка «Карандашный портрет», которая открылась в ЧГХМ 9 июня, продолжает серию проектов, инициированных секцией графики Союза художников Чувашии. Подобные выставки – явление нечастое, а в Чебоксарах, наверное, и вовсе уникальное. Дело в том, что даже в среде профессионалов распространено мнение, что карандашный портрет – скорее вспомогательный рабочий материал, чем самостоятельное произведение искусства, достойное отдельного внимания. Но участники выставки убеждены в обратном.

Как рассказывает ее организатор и идейный вдохновитель Виктор Бритвин, во второй половине XIX – начале XX века этот жанр буквально расцвел и с тех пор занимает свое значительное место в изобразительном искусстве.

- Эта выставка демонстрирует все разнообразие карандашного портрета, ведь в нем, несмотря на явную скупость средств, проявляется личность художника, его характер, темперамент. В этих трех залах мы видим абсолютно разные манеры, техники, подходы к трактовке натуры – от гиперреализма Анны Бубновой до довольно условных работ Владимира Пятницкого.

У карандашного портрета в Чувашии есть свои сложившиеся традиции, это убедительно показывают представленные в экспозиции работы Павла Гигорьева-Савушкина, Виктора Немцева, Анатолия Миттова, Элли Юрьева и Владимира Курочкина из фондов ЧГХМ и Чебоксарского художественного училища. Сегодня в этом жанре активно работают Анна Бубнова, Александр Ильин, Виктор Бритвин, Александр Мухин-Чебоксарский – их рисунков на выставке большинство – но и многие другие авторы представили на суд зрителей кое-что интересное. Среди них как мастера среднего поколения, так и молодые художники.

По словам Александра Ильина, рисование, которое уже много лет является для него в большей степени хобби, приносит не только удовольствие от работы, но и неплохой доход, хотя в центре внимания остается, конечно, общение с моделью: «Любой человек, будь он хоть министр, хоть дворник, становится перед художником послушной натурой. Для меня портрет – это способ познания окружающего мира, когда рисую, я как бы погружаюсь в этого человека, стремлюсь передать его внутренний мир, а внешнее сходство приходит само».

Это же «тихое» взаимодействие больше всего ценит Иван Александров: «Мне всегда нравился диалог с портретируемым человеком. Говорить при этом не обязательно, он может просто сидеть, но в процессе появляются к нему определенные чувства, начинаешь идеализировать, находить его красоту. И вот что удивительно, проникнуться внутренним миром позволяет только натурный рисунок, когда художник рисует по фотографии, это сразу видно».

Первые зрители, музейщики и, конечно, сами авторы убеждены в том, что  такие выставки нужно проводить регулярно. Во-первых, это стимулирует интерес к жанру как таковому, а значит, появятся и новые авторы, и вырастет конкуренция, которая любому делу только на благо, а во-вторых – и это уже больше относится к карандашному рисунку вообще, чем к портрету – важно показывать промежуточные этапы (наброски, обнаженную натуру), ведь в них гораздо больше эмоций от непосредственного взаимодействия  с окружающим миром.

Выставка продлится до 8 августа.

Фоторепортаж



Чувашский государственный художественный музей г. Чебоксары