В ЧГХМ открылась выставка к 100-летию со дня рождения Петра Викторовича Сизова

В ЧГХМ открылась выставка к 100-летию со дня рождения Петра Викторовича Сизова

100-летие выдающегося книжного графика Петра Викторовича Сизова Чувашский государственный художественный музей отметил открытием камерной выставки, разместившейся в фойе второго этажа. Несмотря на такую компактность, обусловленную, прежде всего, самим характером работ, экспозиция получилась глубокой, полной и всесторонне отражающей творчество художника. Акварель и живопись, рисунки и линогравюра – иллюстрации к книгам Чувашского книжного издательства, которых за свою долгую творческую жизнь оформил художник более двухсот, виды Чебоксар 50-70-х годов, острые и меткие карандашные портреты. Но в центре внимания, конечно же, Нарспиниана.

Народный художник Чувашии Николай Прокофьевич Карачарсков, для которого Сизов был старшим товарищем и коллегой по цеху, заметил, что выставка раскрывает художника с неожиданной стороны – уделяя все внимание иллюстрациям к «Нарспи», не так часто экспонируют другие его работы.

«Неожиданно и радостно видеть в этих листах Чувашию 30-50-х годов. Здесь в каждой линии такая правда, чистота и честность! А какие у него Чебоксары! Как точно передан дух каждого уголка! Скромно, красиво, изящно, мягко, тепло, в полном соответствии с духом города тех лет. И во всем видно высочайшее мастерство, знание композиции, умение найти верные пропорции» - отметил Николай Карачарсков.

Старейший сотрудник музея Николай Иванович Садюков вспоминал о прижизненных выставках художника, его творческой биографии и неутомимой работе над «Нарспи»:

«Сизов родился в селе Тарханы Шумерлинского района 2 июля, в 1921 году. Это было тяжелейшее время, засуха в Поволжье, и рос он трудно. И родители, конечно, совсем не хотели, чтобы он становился художником. Но школьная учительница обратила внимание на его способности, поддержала – и он поступил в Алатырскую художественно-граверную школу. Федор Семенович Быков и особенно Иван Трофимович Григорьев сильно на него повлияли и пробудили увлечение искусством книги, а когда в 1940 году Сизов приехал в Чебоксары, Герасим Дмитриевич Харлампьев пригласил его в Чувашское книжное издательство.

«Нарспи» - любимое его детище, с 1951 года художник много раз бывал на родине Иванова, в селе Слакбаш, чтобы лучше понять его, проникнуться духом тех мест. Многие жители села даже в 80-е вспоминали его и интересовались его судьбой. На мой взгляд, очень верно замечание первого чувашского искусствоведа Алексея Григорьевича Григорьева о том, что сизовские иллюстрации к «Нарспи» отражают не только творческий поиск автора, но и этапы научного исследования поэмы и меняющееся отношение к национальному вопросу. А в 70-е годы -  и это в истории чувашского искусства действительно уникальное событие – вышел в Москве пятидесятитысячным тиражом комплект открыток с этими иллюстрациями».

Заслуженный художник России, мастер книжной иллюстрации Виктор Глебович Бритвин, который и сам работал над оформлением великой поэмы, назвал иллюстрации 70-х годов каноническими – именно они «вспыхивают» в нашем сознании, когда речь идет о «Нарспи» .

«К поэме обращались многие, но чтобы жить ею почти полвека – это большая редкость. Такая длительная работа над одной темой непроста и таит в себе много опасностей (вспомним хотя бы судьбу Александра Иванова и его «Явление Христа народу») – время меняется, меняются зрители, да и сам художник, что-то утрачивает актуальность. Сизов начал рано, еще в 50-е годы, и здесь на выставке наглядно видно, как постепенно вызревало желание сделать именно гравюры. Гравюра дается не каждому, здесь крайне важно умение точно работать над силуэтом. И вот именно в 70-е он смог дойти до предельно емкой изобразительной формулы, создал собирательный образ, символ – мощный, действенный, лаконичный, как советский плакат. В этих работах мы видим расцвет «сурового стиля».

Шли годы, тема не отпускала – и это не удивительно, поэма шекспировского накала и шекспировского размаха, и трудно от нее отойти. Автору хотелось добавить живописности, где-то виден уход даже в некий академизм… но уровень 70-х так и не был достигнут, и он не был достигнут, на мой взгляд, более никем, хотя иллюстрации Миттова, и Юрьева, несомненно, прекрасны.

Куратор выставки, Наталья Станиславовна Иванова, глазами которой мы видим образ неутомимого мастера, рассказала о нюансах  построения экспозиции, о стремлении показать главные темы автора в их развитии – и о рождении названия «Петр Сизов. Дело жизни».

Говорили в этот юбилейной вечер и о необходимости увековечить память художника – установить мемориальную доску и, возможно, присвоить его имя одной из улиц города – работу в этом направлении планирует начать Союз художников Чувашии.



Чувашский государственный художественный музей г. Чебоксары
05 июля 2021
08:18
Музейное дело
Поделиться