В Художественном музее состоялся круглый стол с участниками выставки «POSTKOLONIAL ART 21»

В Художественном музее состоялся круглый стол с участниками выставки «POSTKOLONIAL ART 21»

18 июня члены Творческого союза художников – участники выставки «POSTKOLONIAL ART 21» встретились со зрителями и за круглым столом обсудили проблемы современного искусства в Чувашии.

Председатель регионального отделения и идейный вдохновитель проекта Геннадий Дубровин глубоко убежден, что культурная среда нашей республики закрыта от прогрессивных веяний, которыми живет мировое искусство последние сто лет, замкнулась в рамках реалистического искусства, которые необходимо всеми силами расширять. С этой целью он прочел зрителям и своим коллегам по цеху краткую лекцию о творчестве  Пикассо, Кабакова, Миро и продемонстрировал, какие работы экспонируются в Центре Помпиду и других музеях, посвященных современному искусству, и предложил попробовать в рамках творческого эксперимента поработать в ином ключе, используя не самые традиционные формы и материалы.

Московский художник Андрей Шилов (его работы тоже представлены на выставке) вступил в дискуссию с критикой самого понятия «современное искусство»: «Время в искусстве – это понятие ложное, не может быть современного искусства, оно все вечно. Современное искусство – как и в любое время – это искусство быть свободным. А вот понятия постколониализм и полицентризм я считаю актуальными: в искусстве не должно быть одного центра, некоего идеального образца, к которому нужно стремиться. На любой московской выставке можно встретить «деревенщину», а вот то, что мы видим, например, во дворе мастерской Петра Пупина тянет по масштабам на крупный европейский культурный центр. Мы – это такая общероссийская черта – мало рассказываем о тех важных вещах, которые сделали, в отличие от европейцев».

Со стороны присутствующих членов ТСХ отклик на эти, казалось бы, не слишком провокационные заявления был довольно негативный: работать «под Миро» никому не захотелось, да и вообще художественные практики, характерные для актуального искусства, особого вдохновения не вызвали. Заслуженный художник России Николай Карачарсков был уязвлен столичным отношением к жителям деревни и попыткой под прикрытием постколониальности снова навязать местным художникам «европейские» и «московские» веяния:

«Оттуда вам, конечно, трудно понять мышление деревенского человека, его любовь к природе и тесную связь с ней. Для нас образец скорее античное искусство с его поклонением силам стихий и природной гармонии. А вот современная городская культура – это очаг разложения. Что касается свободы, то это явление из категории невозможного, человек в обществе никогда не бывает свободен».

Очаги дискуссии долго не затухали, и было видно, что практически у каждого художника есть свое представление о том, каким должно быть его творчество, что оно базируется на определенных представлениях о мире и возможности автора повлиять на него своими работами.

Фоторепортаж



Чувашский государственный художественный музей