Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

«Вальпургиева ночь» и «Кармен-сюита» - малые формы большого содержания

«Вальпургиева ночь» и «Кармен-сюита» - малые формы большого содержания

Программа XXV Международного балетного фестиваля рассчитана на самые разные эстетические предпочтения публики. Классическая и современная хореография, спектакли и концерты, дорогие гости и звезды чувашской сцены органично сосуществуют здесь в неразрывном синтезе. Яркая особенность юбилейного праздника танца - контраст форм, то есть наряду с крупномасштабными двухактными и трехактными спектаклями вниманию зрителей представлены лаконичные одноактные балеты, объединенные в красочные вечера. Один из таких состоялся в Чувашском государственном театре оперы и балета 15 апреля.

В первом отделении была показана «Вальпургиева ночь» - танцевальная сцена из оперы Ш. Гуно «Фауст», настолько целостная и по музыкальному языку, и по внутреннему содержанию, что давно отделилась от первоисточника и живет самостоятельной жизнью. Прекрасная в своей поэтической созерцательности, лишенная каких-либо эмоциональных потрясений и крутых сюжетных поворотов история прозвучала сегодня в исполнении заслуженной артистки Чувашии Анны Серегиной (Дианта), лауреата международных конкурсов Алексея Рюмина (Охотник), лауреата Государственной молодежной премии Чувашии Дмитрия Полякова (Пан). Окунувшись в манящий мир дриад, нимф, сатиров и лесных духов, мастерски созданный балетмейстером-постановщиком спектакля, художественным руководителем балетной труппы Данилом Салимбаевым, зрители наслаждались изысками хореографического высказывания с текучестью движений и виртуозностью пируэтов, изяществом поз и точеностью линий.

Ну а дальше - пожар, торнадо, извержение вулкана. Такова «Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р. Щедрина в воплощении заслуженных артистов России Евгении Образцовой (Кармен), Михаила Лобухина (Тореро) и лауреата международных конкурсов Дениса Родькина (Хозе) - блистательных солистов из Большого театра. Можно только мечтать о том, чтобы увидеть их в ансамбле. Сценическое повествование оказалось настолько действенным, живым и эмоционально бурлящим, что напоминало, скорее, драматический спектакль, нежели просто танец (хореография темпераментного кубинца Альберто Алонсо, одного из самых неординарных балетмейстеров в истории, дает о себе знать). Здесь было все - ревность и предательство, роковое влечение и одержимость, ненависть и любовь. С первого взгляда, с первого такта, с первого взмаха рук. Ни единой «проходной» сцены, ни малейшего случайного жеста или взгляда «в пустоту». Каждый винтик этой огромной машины работал на идею, содержание, смысл, разжигая в сердцах зрителей костер настоящей испанской страсти.

Также хочется особенно отметить Вилену и Ростислава Десницких (Рок и Коррехидор), Ольгу Павлович и Анастасию Матвееву (Табачницы), артистов кордебалета и, конечно же, симфонический оркестр под управлением художественного руководителя театра, лауреата международных конкурсов Дмитрия Банаева, бывший сегодня на высоте. Причем если «Вальпургиева ночь» игралась нашими музыкантами неоднократно, то «Кармен-сюита» с ее сверхсложностью партитуры - всего несколько раз. Строгая выверенность темпов, графичность мелодического рисунка, ювелирная выделка каждого гармонического оборота и прихотливая ритмика с гиперактивной партией ударных - сегодня было все, о чем только могут мечтать истинные ценители музыкального искусства. Кстати, сам Родион Щедрин, вдохновленный нотным материалом Жоржа Бизе, считал, что балетный оркестр должен звучать на несколько градусов «горячее» оперного, поскольку ему надлежит «дорассказать» куда больше. Сегодня творческий завет композитора был выполнен на все сто.

Фоторепортаж



Чувашский государственный театр оперы и балета
16 апреля 2021
08:22
Поделиться