Без «Баядерки» невозможно представить настоящий праздник танца
Буйство ярких красок, калейдоскоп выразительных мелодий, роскошные декорации и костюмы, классический танец в лучшем своем проявлении... 23 октября XXIV Международный балетный фестиваль украсила «Баядерка» Л. Минкуса.
Глава Чувашской Республики Олег Николаев с супругой посетил четвертый фестивальный вечер и призвал всех любителей балета присоединиться к их семейному культурному марафону.
Действительно, без «Баядерки», любимого тысячами чебоксарцев, неоднократно обласканного российской и республиканской прессой и отмеченного Государственной премией Чувашии, невозможно представить настоящий праздник танца. Зрители завороженно следили за сценическим действом, отправляясь вслед за героями то на нарядную площадь перед буддистским храмом, то в парадную залу индийского дворца, то в цветущий сад с изобилием фруктовых деревьев. Дуэт баядерки Никии и воина Солора в исполнении заслуженной артистки России Екатерины Кондауровой и лауреата международных конкурсов Андрея Ермакова из Мариинского театра – сердце спектакля, живое, ранимое, бьющееся учащенно и взволнованно. Гости продемонстрировали не только искусное владение техникой, но и редкий артистизм, рассказав на языке хореографии историю, по силе эмоционального накала сравнимую с драматическим спектаклем.
Воплощением коварства и тщеславия вторглась в мир влюбленных блистательная, привыкшая ловить на себе восхищенные взгляды Гамзатти в исполнении лауреата Всероссийского конкурса Виктории Севоян – молодой, но уже достигшей больших успехов балерины, которой подвластны как острохарактерные, так и классические образы. Солистка стремительно набирает репертуар, разноплановый по стилистике и содержанию. Еще вчера она танцевала ведьму Сехмет в премьере балета «Дорога лебедей», а уже сегодня виртуозно крутит фуэте во втором акте, и белоснежная с золотом пачка выгодно подчеркивает стройность ее форм.
Словно диковинная статуэтка, привезенная из заморских стран, - Золотой божок и факир Магедавея в воплощении Фарходжона Камолова, зависающего в воздухе в причудливых позах и проводящего бо́льшую часть сценического времени в эффектных прыжках. Огненным вихрем ворвался на сцену Индусский танец в исполнении Юлии Рункиной, Карима Мубарашкина и Булата Гатина. Воздушна и легка была Ульяна Альпидовская в образе Ману – шаловливой девушки с кувшинчиком. Недюжинной энергией и непреклонной внутренней силой сразили зрителей Великий брамин (Геннадий Виноградов) и раджа Дугманта (Андрей Субботин), чьи партии статичны и сотканы в основном из мимики и жестов.
А чего стоили рабы и охотники, невольницы и знаменитые тени из третьего акта! Нельзя не отметить огромную самоотдачу артистов кордебалета и солисток Анастасии Абрамовой, Марианны Субботиной, Вилены Десницкой, Анастасии Кирилловой и Анны Павловой, превосходно справившихся с вереницей развернутых танцев и больших па. Изысканным украшением спектакля стали воспитанники детской балетной студии театра, высыпавшие на сцену гурьбой шустрых арапчат. Несмотря на трагическую предрешенность финала, спектакль получился светлым, теплым, как пламя священного огня, и прозвучал гимном гармонии и красоте.