В Москве открыта экспозиция живописи из коллекции Чувашского художественного музея
Одно из наиболее важных событий, посвященных 100-летию Чувашской автономной области, — выставка «Золотая карта России. Живопись XVIII-XX веков из собрания Чувашского государственного художественного музея», открывшаяся 12 марта в Третьяковской галерее. Подробностями о подготовке этого масштабного проекта, вернисаже и о значении выставки для республики делятся сотрудники Третьяковской галереи и Чувашского художественного музея.
Хотя проект «Золотая карта» работает уже более 20 лет (он был удостоен Государственной премии Российской Федерации), и это сороковая выставка в его рамках, она и для него достаточно уникальна. Как утверждает куратор проекта, заведующая отделом выставок Третьяковской галереи Нина Дивова, первоначальной его целью было не только объединение разрозненного культурного пространства страны, но и привлечение внимания к состоянию картин в провинциальных музеях, в 90-е годы оставшихся практически без поддержки. И выставка из Чувашии — первый в истории проекта случай, когда республика изыскала средства, чтобы практически все отобранные работы были отправлены на реставрацию.
Об этом рассказывает Георгий Исаев, главный хранитель ЧГХМ:
— Подготовка выставки началась два года назад с визита в Чебоксары куратора проекта. Тогда был сделан предварительный отбор — 86 произведений, из них в итоге вошли в экспозицию 70.
Для нас, конечно, было важно, чтобы на выставку попали и работы чувашских художников. Из тех авторов, которые вписывались в хронологические рамки «Золотой карты», москвичей больше всего заинтересовали Алексей Кокель (его ранние работы, согласно концепции, оказались своеобразным мостиком к авангарду) и Никита Сверчков.
Музею предстоял огромный объем работы, ведь для участия в выставке картины нуждались в серьезной реставрации. Достигнуть договоренности с ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря было непросто: предполагались очень сжатые сроки и большой объем работы (80 полотен!). И только чтобы оценить ее масштабы и стоимость, нашим сотрудникам пришлось делать специализированное описание, буквально по сантиметрам, характеризующее сохранность каждой работы — это целый талмуд. И мы очень благодарны, с одной стороны, ВХНРЦ (и лично заведующей отделом реставрации масляной живописи Надежде Кошкиной) за огромный труд, а с другой — Министерству культуры Чувашии, которое выделило значительные средства, чтобы все это могло осуществиться.
История реставрации наших работ началась 50-60 лет назад, еще по инициативе Николая Ивановича Садюкова. В ВХНРЦ хранятся реставрационные карточки на каждую картину, которая там побывала, и сотрудники центра уже знали, что сделано, а что еще предстоит сделать. Над нашей коллекцией работали параллельно почти 20 реставраторов. Было проведено глубокое технико-технологическое исследование — изучение красочного слоя, стилистики, манеры письма. В ходе его выяснилось, что некоторые произведения требуют переатрибуции. Так, было снято авторство Рокотова с портрета неизвестной из семьи Куракиных, и Боровиковского — с портрета Павла I и портрета великого князя Константина Павловича.
Более подробно о деталях процесса горожане узнают на реставрационной выставке, которая обязательно состоится, когда произведения вернутся в Чебоксары.
Еще одна сложность состояла в том, что рамы многих отобранных для выставки работ не соответствовали временному периоду их создания, да и просто износились, и требовалось «переодеть» более 50 полотен, которые в этот момент уже находились в Москве на реставрации. Завершать этот процесс пришлось прямо накануне выставки, в самой Третьяковской галерее — не все «новые платья» сидели идеально, и сотрудникам ЧГХМ потребовалась почти неделя, чтобы привести их в порядок.
Однако все трудности остались позади, и церемония открытия стала большим праздником для музейщиков, жителей республики и представителей чувашской диаспоры в Москве. Поздравить Чувашию с таким событием пришли полномочный представитель Чувашии при Президенте России Петр Чекмарев и депутат Государственной Думы Игорь Моляков.
Лада Макарова, заведующая отделом русского и зарубежного искусства ЧГХМ, автор каталога к выставке, поделилась впечатлениями об экспозиции:
— Мы до последнего не знали, как она будет построена, от коллег можно было ожидать смелых решений. Успокаивает, что они остановились на логичном здесь хронологическом принципе. Но все равно очень непривычно видеть работы в таком сочетании. Но это интересный опыт, и радует, что наша коллекция настолько достойно смотрится в залах одного из первых музеев страны.
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на церемонии открытия отметила, что даже для специалистов оказалось неожиданностью, что настолько яркие и значимые в творчестве художников произведения, редкие за пределами Москвы, хранятся в Чебоксарах. Пришло время и нашему собранию, не столь известному, как в Нижнем Новгороде, Самаре или Саратове, предстать вниманию широкой публики.
Для Чувашского государственного художественного музея этот проект стал огромным опытом сложных разноуровневых взаимодействий, а работа кураторского коллектива ГТГ — хорошим уроком новой интерпретации и современного экспонирования коллекции. Ну а обновленные, сверкающие красками картины будут еще многие годы радовать горожан и туристов.
ОТ РЕДАКЦИИ. К сожалению, Третьяковская галерея и ее малые музеи со вчерашнего дня, 18 марта, и по 10 апреля закрыты для посещения. Мероприятия отменены и в Инженерном корпусе, где сейчас располагается экспозиция из Чувашии. Выставка, однако, рассчитана по плану на работу до 7 июня. Так что, очень надеемся, что нашу превосходную музейную коллекцию в стенах Третьяковской галереи увидит еще много зрителей.
Мария Готлиб
Фото автора: Через руки реставраторов Центра имени И.Э. Грабаря прошли произведения Тропинина, Левитана, Поленова, Крамского, Куинджи, Грабаря, Петрова-Водкина, Серебряковой, Фалька и многих других великих художников.