В Чебоксарах проходит XXIII Чебоксарский международный балетный фестиваль ("Советская Чувашия")
Чебоксары в эти дни — центр мирового балета. Международный фестиваль в столице Чувашии, открывшийся 5 апреля, по графику опережает такие крупнейшие международные смотры, как Dance Open, который начнется на следующей неделе, Международный фестиваль имени Рудольфа Нуриева в Казани, стартующий в мае, и июньский «Арабеск». Благодаря этому организаторы имеют возможность пригласить в гости самых востребованных исполнителей ведущих театров страны и за рубежом.
Спектаклем открытия фестиваля в этом году стал победитель XX республиканского конкурса театрального искусства «Узорчатый занавес» — балет «Аттила — рождение легенды» композитора Андрея Галкина.
За дирижерский пульт первого фестивального спектакля встал уже не Сергей Кисс, вместе с композитором и балетмейстером создававший новый балет с чистого листа, а дирижер Леонид Привалов. Сергею Киссу не был продлен контракт, и он был вынужден покинуть театр буквально перед самым фестивалем. Гостей фестиваля на открытии встречал уже другой художественный руководитель ЧГТОиБ, назначенный на эту должность Дмитрий Банаев, которого театралы помнят по его прежней работе дирижером в этом же театре.
Из торжественного оформления балетного праздника можно было заметить традиционную фестивальную фотовыставку и встречающие зрителей театральные костюмы, «выстроившиеся» по краям парадной лестницы. Операторы и фотографы, а также особо внимательные зрители обратили внимание в театральном фойе на новое освещение, а заглянувшие в буфет — на появившийся там, наконец, приличный ассортимент театральных пирожных.
Особо пирожные радовали пришедших в субботу на второй фестивальный спектакль. Это был волшебный балет для семейного просмотра, премьера 2016 года «Золушка», поэтому в театр пришло много детей (во второй день фестиваля в заглавной партии впервые выступила Ольга Васильева, за дирижерским пультом — дирижер-постановщик балета Ольга Нестерова). Радовала и доступность детских постановок на фестивале, стоимость билетов на них не увеличивали. В отличие от спектаклей «взрослых», где цены достигают уже 1800 рублей.
В воскресенье балетоманы как по команде собрались в театр посмотреть свежую работу пермских артистов «Балета Евгения Панфилова» — балет-сюиту «Tolstoy». Это программа Мастерской легендарного танцовщика, балетмейстера и педагога Владимира Васильева, являющегося бессменным художественным руководителем и председателем жюри конкурса «Арабеск», гвоздем открытия которого «Tolstoy» стал в 2018 году. Причем, как писали тогда критики, сразу же после премьеры балета-сюиты «стало ясно, что это должны увидеть гораздо большее число любителей современного балета, чем могут вместить в себя рамки конкурса». Поэтому спектакль теперь желанный гость на любом самом престижном фестивале.
ГОСТИ
На фестивале «Аттилу» посмотрели еще несколько столичных балетных критиков, а также зарубежный импресарио. В Чебоксары приехали член международного союза музыкальных деятелей Российской хореографической ассоциации Александр Максов и профессор кафедры балетоведения Академии имени А.Я. Вагановой Наталия Зозулина, генеральный менеджер берлинского «Agenda Production» Римма Ваксман, импресарио нашей балетной труппы на гастролях в странах Европы. Все они остались очень довольны новым спектаклем, а гостья из Берлина уверена, что он будет с восторгом принят европейской публикой.
В Перми передвижная «Творческая мастерская Владимира Васильева» в прошлом году проходила уже во второй раз, и во второй раз «панфиловцы» работали с хореографами, которые являются лауреатами «Арабеска». Плоды поисков и сотрудничества впечатляющи. Это тот осмысленный танец, когда хореограф с солистами ведет свой разговор со зрителем, что называется, от сердца к сердцу. Молодые хореографы в этом случае получают задание по пластическому освоению образов большой литературы и уже делали опусы по Андрею Платонову, Виктору Астафьеву, Василию Шукшину, Николаю Гоголю. Теперь вот и проза Толстого. Небольшие эскизы по произведениям, которых еще никогда не было на балетной сцене: «После бала», «Хозяин и работник», «Севастопольские рассказы», «Дьявол», «Записки сумасшедшего». Эти балетные эскизы на наших глазах становятся законченными произведениями, обретая плоть и жест, выражая вихри чувств и философски осмысляя жизнь, которая не делится на прошлую и настоящую. Сами артисты «Балета Евгения Панфилова» называют опыт работы с ведущими хореографами современного танца в России (Павлом Глуховым, Юлией Бачевой, Александром Могилёвым, Константином Кейхелем) бесценным. В этом убедились и чебоксарские зрители, которые устроили артистам овации, впечатленные увиденным.
Однако фестиваль продолжается. И впереди у любителей балета еще добрая половина программы: «Опасные связи» Московского театра пластического балета «Новый балет», «Эсмеральда» Марийского театра оперы и балета имени Эрика Сапаева, «Петипа-Гала», «Конек-Горбунок» Чувашского театра оперы и балета и завершающий большой праздник — гала-концерт, который состоится 14 апреля.
Фото Максима Васильева: Автор музыки балета «Аттила — рождение легенды» также стал лауреатом нынешнего «Узорчатого занавеса». Как и исполнявший во втором составе главную роль Алексей Рюмин. К слову, второй состав был подготовлен постановщиком Данилом Салимбаевым буквально за пару месяцев после премьерного показа в октябре прошлого года. На фестивале Алексей Рюмин вновь стал полководцем Аэцием, а гуннов повел за собой Дмитрий Поляков.