Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Жизнь в картинах

Жизнь в картинах
На выставке народного художника Чувашии Вольта Медведева «Города и годы» в Художественном музее представлено более ста живописных полотен и двадцати графических работ, посвященных родным Чебоксарам и местам, в которых побывал в разные годы своей жизни живописец. По ним, признается художник, можно рассказать о всей жизни.
Фото Марина ФРОЛОВА

Изображение Московского моста над старенькими домами… Вспоминается Водопроводная улица, где Вольт Медведев жил в детстве. Вот он бежит к соседке напротив, чтобы полистать журналы «Нива» еще царских времен. Там ему особенно нравилось находить черно-белые изображения царей. Маленький Вольт (который еще тогда даже в школу не ходил) тщательно их срисовывал, а затем раскрашивал. В возрасте чуть постарше ему очень хотелось купить масляные краски, но возможности не было. Тогда он начал собирать в Трубном овраге остатки, которые за ненадобностью выкидывали художники. В школе появился прекрасный учитель рисования и черчения Максим Михайлов. Увидев, что у мальчика способности, он практически заставил ходить его в художественную школу при училище. (Куда, кстати, поступить так и не удалось. До сих пор художник вспоминает обидную двойку за рисунок. Справедливости ради стоит отметить, что принимали тогда в первую очередь сельских.) Сожалеет, что не запечатлел трамплин для прыжков на лыжах, который находился на месте нынешнего театра оперы и балета.

С армии осталось изображение строительства Красноярской ГЭС. Тогда, в последний год службы, узнал, что в Чебоксарах открылся худграф пединститута. И решил подать документы. Замполит обещал отпустить при условии, что солдат оформит задник сцены в клубе. Он оказался очень большим — метров 15 в длину, около трех в высоту. Вольт Медведев даже испугался, что не успеет, ведь работы на недели две, не меньше. Тогда внезапно в голову пришла идея. В клубе проходили репетиции музыкантов, была их чертова дюжина. «Ребята, спасайте», — обратился к ним находчивый Вольт. «Чем рисовать?» — поинтересовались ребята. Он раздал краски, развел воды в баночках, карандашом отметил контуры рисунка. Через два часа все было готово. Нужно было видеть удивление замполита, который до последнего не верил, что можно так быстро справиться с заданием. Проверил и отпустил поступать.

Не одна картина посвящена Карелии. Обучаясь на худграфе, Вольт Медведев со своим одногруппником решили попытать счастья — написали заявление на распределение в Карелию (ребятам вспомнилось, что многие художники любили ездить в те края). Написали и забыли. А тут после пятого курса вызывают к ректору: «Пришло приглашение из Петрозаводска». Три года молодой учитель проработал в двух средних школах небольшого городка Кондопоги. Вместе с выпускниками училища Петрозаводска проводили выставки. Приезжали и учителя — Ревель Федоров и Владимир Чураков, с ними художник ездил на месяц в Кижи (колоритные пейзажи тоже можно найти на картинах).

Вышний Волочек. Утопающая в листве академическая дача имени И.Е. Репина в Тверской области. Уже работая в Чебоксарах, на худграфе педагогического института, художник ездил туда каждые 3—4 года. В первый же год преподавания (в институт его принял заведующий кафедрой, известный художник Николай Овчинников) дали пятикурсников. После одного из занятий к молодому преподавателю подошел студент и сказал: «А мы сначала думали, что вы не умеете рисовать». Как оказалось, Медведев подсказывал студентам на словах и только когда уже не выдержал, решил показать, как нужно нарисовать.

Почти четыре десятка лет он вел у студентов «рисунок», «живопись», «офорт»… Признается, что это всегда помогало. У художника кисточка должна быть всегда в руках. Это так же, как у музыкантов: если нет постоянной игры на инструменте, ты не будешь чувствовать себя уверенно.



"Чебоксарские новости"
10 ноября 2015
15:00
Поделиться