Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Увидел свет наш балет

Весеннее утро. Чувашский театр оперы и балета. В гримерке Данила Салимбаева понятный творческий беспорядок. На столе чашка ароматного крепкого кофе (кстати, кофеварку подарили благодарные зрители). До начала репетиций полчаса. Но наш разговор то и дело прерывается: заходят спросить совета или подписать бумаги.

Осталось меньше месяца до 22 апреля, до начала балетного фестиваля. «Подготовка идет полным ходом, — рассказывает худрук балетной труппы театра оперы и балета Данил Салимбаев. — Буквально на днях звонили ведущие артисты из Большого и Мариинского театров с вопросами: нельзя ли приехать станцевать на фестиваль, не осталось ли мест на гала-концерте». Несколько лет прошло с тех пор, как сначала в качестве постановщика премьерного спектакля одного из фестивалей Салимбаева пригласили в Чебоксары. А затем поступило приглашение возглавить труппу театра.

Репутацию заработали

На первых порах, конечно, были проблемы, рассказывает собеседник. И труппа была в не очень хорошем состоянии. В общей массе точечно видел профессионалов, большую часть же составляли люди, которые явно случайно попали в театр. Сейчас все наоборот. Для того чтобы сформировать серьезную труппу, необходимо минимум пять-семь лет. И третий год, как правило, переломный. Именно тогда приходит понимание — либо двигаться дальше, либо прекращать. Мы с труппой, хоть и не без трудностей, но прошли этот период. Не сломало и отсутствие профессионального хореографического училища, которое в свое время не прошло аккредитацию. Сейчас обсуждается новый проект. Но если даже представить, что школу завтра же построят и откроют, то первые выпускники будут только через девять лет.

Сейчас в труппе театра работают сильные солисты. На одном из фестивалей помню, как Софа Гумерова (первая солистка Мариинского театра) восхищалась: «Боже мой, какие хорошие у вас девочки. Что же здесь они делают?» А им здесь интересно работать! У театра сложилась хорошая репутация, благодаря чему к нам приходят из других престижных школ. Из Перми, например. Их выпускники не имеют проблем с трудоустройством — специалисты в основном работают в Большом и Мариинском театрах. (Приятно удивило в этом году приглашение в колледж музыкально-театрального искусства им. Галины Вишневской для просмотра выпуска московских учеников. Есть шанс, что часть из них приедет работать в столицу Чувашии.) Есть в труппе и иностранец — выпускник хореографического училища в Улан-Удэ, китаец Гао Цзичжун. Очевидно, что трудолюбие — это их национальная черта. Стоит ему дать задание — и он практически самостоятельно его выполняет. Остается только подправить. Это совершенно иная степень ответственности. Сколько угодно из себя можно кого-то строить. Но как выйдешь на сцену — ты гол как сокол. Либо работаешь, либо нет.

Каждый день — спектакль

Не первый год знают наших артистов и за рубежом. В этом сезоне во время гастролей выступали в Польше, Германии, Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне. Иностранная публика всюду встречала хорошо, с полными залами и аплодисментами. За два месяца показали практически шестьдесят спектаклей. И прекрасно справились - обошлось без потерь и эксцессов, выступили самостоятельно, без приглашенных со стороны артистов. Наш репертуар составили произведения, которые олицетворяют русскую школу балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др.). А она традиционно очень высокая. Во время разговора с московскими выпускниками училищ узнал, что большинство побывали в Европе и проходили аудишн (прослушивания) — кто в Берлине, кто в Праге, кто в Будапеште. Сейчас российская молодежь очень продвинутая. Это у нас в свое время не было возможности. Но при этом никто не хочет оставаться там работать. У большинства сложилось впечатление, что там более низкий профессиональный уровень, неинтересный репертуар, совершенно другая система работы театров. Наши — уникальны, такое русское ноу-хау: много спектаклей, которые остаются в репертуаре. В Европе, как правило, этого не происходит. Там выпускается постановка, которую «катают» до тех пор, пока зрители ходят. А затем делают следующую.

Новые и знакомые

В этом году международный фестиваль в Чебоксарах пройдет в девятнадцатый раз. Зрителей ожидает интересное погружение в классический русский балет, прекрасная возможность увидеть сразу несколько шедевров на одной сцене. Это три наших вечера — «Баядерка», «Дон Кихот» и гала-концерт. И два спектакля привозных — «Лебединое озеро» (Йошкар-Ола) и «Бахчисарайский фонтан» (Нижний Новгород). К слову, на днях должна состояться премьера в Нижегородском театре оперы и балета имени Пушкина.

По традиции балетные фестивали открывались премьерным спектаклем. В этом же году зрители увидят возобновленную постановку «Баядерка». Долгое время спектакль не шел на чувашской сцене, но остались декорации и костюмы. Трудность в том, что он очень затратный по человеческим ресурсам, в нем занято много народу. Придется справляться своими силами.

По обыкновению, приглашенных на фестиваль гостей будет много. Солисты Мариинки — Оксана Бондарева, Григорий Попов, ведущие исполнители из Большого театра: Михаил Лобухин и Анна Никулина, премьер Национальной оперы Бордо Роман Михалев (Франция), итальянка Сара Ренда, англичанин Остин Байрон. Наряду с новыми именами стараемся приглашать и уже полюбившихся чебоксарскому зрителю артистов. Горожане вновь увидят звезду Мариинского театра — Антона Корсакова. Спектакль «Дон Кихот» с его участием, по опросам зрителей, получился в свое время одним из самых ярких.

Конечно же, на фестивале нужно показать и наших артистов. Они обязательно будут танцевать с приглашенными коллегами. Ведь это всегда интересно, когда артист приезжает за один день до спектакля или концерта, и нужно подготовить выступление с человеком, с которым никогда не встречался. А на следующий день зрители видят органичный понятный продукт, с эмоциями и техническими сложностями. Это настоящее волшебство.



"Чебоксарские новости"
26 марта 2015
07:08
Поделиться