Все музы вместе собрались
![Все музы вместе собрались](https://fs01.cap.ru/gov12/news/20150525/dsc_2067_Preview.jpg?i=96)
Этот год в республике объявлен Годом Константина Иванова. Чувашия отмечает 125 лет со дня рождения классика чувашской литературы, автора поэмы «Нарспи». В Чебоксарах публике был представлен новый музыкальный проект «Нарспиниана».
![](http://www.chebnovosti.ru/UserFiles/Orgs/OrgId_1018/Material/201502/03/dsc_2084.jpg)
В филармонии собрались любители музыки, чтобы стать первыми зрителями этого чуда. Среди них было немало школьников. Со сцены звучали реминисценции для чтецов, солистов, хора и оркестра. В музыкально-поэтическую композицию вошли произведения Ф. Павлова, И. Пустыльника, В. Иванишина, Г. Хирбю, А. Асламаса, Ф. Васильева, Г. Воробьева.
Автор проекта, народный артист России, художественный руководитель и дирижер Чувашской государственной академической симфонической капеллы Морис Яклашкин рассказал, что проект был задуман, когда он находился у себя в деревне: «В библиотеке моего отца я нашел поэму «Нарспи», и она меня увлекла. Я стал вчитываться, вдумываться. А потом от начала до конца переписал текст поэмы сначала на чувашском, а рядом на русском языке. У меня возникла идея музыкального прочтения поэмы с помощью произведений композиторов Чувашии».
Легендарные стихотворные строчки звучали на двух языках одновременно в великолепном исполнении чтецов, заслуженного артиста Чувашии Юрия Филиппова и Екатерины Александровой. Слово, музыка и изобразительное искусство, переплетаясь вместе, производили поистине завораживающий эффект. Особенно ярким по накалу чувств стал «Плач Нарспи» из одноименной оперы В. Иванишина — его исполнила заслуженная артистка Чувашии Татьяна Сергеева. Зрители не могли сдержать слез.
На протяжении всей композиции музыка выражала состояние духа, не противореча слову. В момент, когда Нарспи решила отравить своего мужа, оркестр передал атмосферу тревожности, на первый план вышли альтовая группа скрипок и духовые инструменты. В завершение программы прозвучала вторая часть симфонии до-минор Г. Воробьева, настроив слушателя на философские размышления.
Аплодисменты в зале долго не стихали. «Мне понравились цельность материала, его доступность, охват нескольких жанров, что приобщает подрастающее поколение сразу и к поэтическому слову, и к музыке — как хоровой, так и симфонической», — отметила доктор педагогических наук, профессор Ирина Медведева.
Поделился своей профессиональной точкой зрения и Михаил Кондратьев, музыковед, доктор искусствоведения, профессор: «Для трактовки произведения использован наиболее демократичный вариант. Подобраны яркие эпизоды из поэмы и произведения разных композиторов. Здесь главное — эмоции, которые захватывают зрителя. Таким способом мы впервые слышим эту поэму».
Наверняка каждый зритель, посетивший «Нарспиниану», возьмет еще раз в руки поэму и с удовольствием ее прочтет.