Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Корабль победы и берег поражения для Отелло

Главный художник Чувашского государственного театра оперы и балета Валентин Федоров перед открытием сезона, который состоялся в театре 12 сентября, работал сразу над тремя постановками. На момент пребывания в мастерской обозревателя «Сцены Ч» Риты Кирилловой на рабочем столе сценографа находились макеты и эскизы декораций сценического представления кантаты «Кармина Бурана», балета «Вечный свет» и оперы «Отелло».

Премьеры представления и балета прошли буквально на днях, 18 сентября. Над «Карминой Бураной» Карла Орфа в театре работали вместе с Чувашской академической симфонической капеллой, кантата уже была в репертуаре коллектива под управлением Мориса Яклашкина. Теперь же этот проект обрел оформление и действие, став своеобразной мистерией, над которой трудился балетмейстер Даниил Салимбаев.

Интересно, что «Кармина Бурана» обрела здесь сценическую жизнь благодаря поискам пары к балету-размышлению «Вечный свет», придуманному балетмейстером и педагогом Галиной Никифоровой с музыкой Шварца, Шнитке и Уильямса: оба спектакля идут в один вечер. И в театре посчитали, что его неплохо совместить именно с орфовским шедевром, поэзию вагантов и тему извечной борьбы добра со злом.

Федоров, оформляя недавние премьеры, постарался изобразить ни много ни мало вечный ход истории, колесо времени и бури страстей. Для представления по Орфу доминирующим был выбран красный цвет, а для «Вечного света» – темные и белые полотна. Для шекспировского сюжета на оперной сцене художник избрал эту же палитру, цвета, символизирующие и чистоту, и высоту, но и темные стороны, а также яркие человеческие эмоции.

– Опера начинается с бури, – рассказывает Валентин Федоров. – Отелло ведет корабль, он провел его через все шторма, он победил все войска, вставшие на его пути. А поражение подстерегает его не во внешнем бою, а с внутренним врагом, который разрушает его. Могучий человек проигрывает завистливому и подлому.

Площадка для трагедии задумана в виде огромного корабля, здесь будет гулять ветер, подниматься волны, развеваться венецианские флаги, опускаться и подниматься веревочные лестницы, затягиваться морские узлы. Постановщики (режиссер нового спектакля Владимир Красотин, дирижер Ольга Нестерова) думают о специальном огромном пандусе, который усилит ощущение открытого пространства размаха старой площади и морского порта и в то же время завершенности южного горного ландшафта или покоев венецианского мавра.

Оперой Верди планируют открыть оперный фестиваль в ноябре.

МЕЖДУ ТЕМ

019

Скоро меломанов, и особенно любителей музыки Джузеппе Верди, ждет еще один подарок. В Чувашском государственном театре оперы и балета 28 сентября в концертном исполнении прозвучит опера «Дон Карлос». Премьерный спектакль пройдет с участием ведущих солистов ЧГТОиБ, а также гостей из Санкт-Петербурга и Йошкар-Олы. Это солист Мариинского театра Август Амонов и солист Марийского театра оперы и балета Александр Вахрамеев. Над костюмами работает Галия Юсупова. Дирижер – Дмитрий Банаев. Исполнительница партии Елизаветы Валуа Мария Еланова призналась журналистам на пресс-конференции, что опера эта огромного масштаба и требует таких же голосов. «Зрелые профессионалы знают, что существуют вердиевские голоса, – сказала прима, – и хочется хотя бы чуть-чуть приблизиться к тому, что делается в мире, ведь у нас уже есть подготовленные зрители».

Впервые в России «Дон Карлоса» исполняла итальянская труппа. Сейчас опера звучит лишь в Мариинском театре. В нашем театре петь будут на языке оригинала, но впервые на такой случай опробуют титры с переводом. Вердиевские голоса кроме Марии Елановой в нашем театре также будут представлять Светлана Ефремова, Андрей Николаев, Константин Москалев. В этом сезоне балетная труппа опять едет в тур по Европе. Поездка намечена на декабрь-январь. В планах театра также постановка «Нарспи», проект, получивший грант Главы Чувашии. Здесь хотят устроить торжественные проводы старому спектаклю, который со времени давней премьеры претерпел множество наслоений и изменений, и фактически восстановить его заново в том виде, в каком его задумывал постановщик Борис Марков.

 



"Советская Чувашия"
25 сентября 2013
17:27
Поделиться