Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Две блестящие премьеры открыли XV Международный балетный фестиваль

Две блестящие премьеры открыли XV Международный балетный фестиваль

Два разных балета. Разных по музыке, разных по содержанию, разных по эмоциональному наполнению и хореографии. «Вальпургиевой ночью» и «Нунчей» открылся XV Международный балетный фестиваль.

«Вальпургиева ночь» – сцена из оперы «Фауст» уже более ста лет существует в качестве отдельного балета. Многие постановщики обращались к «Вальпургиевой ночи», создавая в основном нечто концептуально-демоническое с различной степенью зловещести. Данил Салимбаев превратил этот балет в светлую зарисовку, в балет-фантазию с графически точными мизансценами, безумными поддержками и воздушной хореографией.

Сюжет очень прост – герой попадает в сказочный лес – царство духов, где в танцах проводит ночь.

Чёткая номерная структура балета, красочность декораций и костюмов – всё это создало зрелищную картину с претензией на имперский балет.

Художник-постановщик Варвара Чувина, глубоко прочувствовав замысел балетмейстера, создала сказочные костюмы лесных духов и нимф, волшебные декорации сказочного леса. Задник, трансформированный в полукруг, отсекает от сцены привычные кулисы, образуя подобие лесой поляны, на которой и происходит всё действие.

Солисты были на высоте. Маргарита Камыш – Дианта - была пластична и гибка, её героиня способна была увлечь не только Охотника-Субботина, который также покорил всех зрителей. Любимец публики Айдар Хисамутдинов, станцевавший Пана, буквально искрился, наполняя энергией каждое движение. Его технически точное исполнение сложнейших элементов поражало и приводило в восторг.

«Нунча» - чувственный балет чувственных балерин. В его основе - история о торговке овощами  Нунче из «Сказок об Италии» Максима Горького. Балет более эмоционален, чем первоисточник. «Нунча» Горького по-южному томна, живописна. «Нунча» Ламбова же крайне эмоциональна и фрейдистски-психологична. Музыка насыщена южной леностью, почти цыганскими, а не итальянскими страстями. Ламбов потрясающе инструментовал партитуру, раскрыв возможности всех групп оркестра, доведя напряжение до предела.

Героиня одна воспитывает дочь, которая взрослея, становится очень привлекательной и, почувствовав это, вступает в поединок с матерью. Объект у них один – Энрико.

Нунча - Елена Лемешевская блестяще станцевала сложную партию. Борьба между Нунчей-матерью и Нунчей-женщиной в исполнении Лемешевской психологически безупречна. Она потрясающе технична – напряжение в каждом мускуле, сосредоточенность и точность каждого па. Говорить о ней можно бесконечно. Ничего более потрясающего в нашем театре видеть, наверное, не приходилось.

Нина – Татьяна Альпидовская сумела создать очень сложный детский образ. Наивность и простота с одной стороны, женская страсть - с другой. Она - отражение матери, но по наивности полагая, что знает жизнь лучше, Нина пытается поучить Нунчу. Сложный противоречивый характер героини сыгран Альпидовской абсолютно точно.

Энрико – Андрей Субботин мастерски исполнил партию «яблока раздора», привнеся в образ дровосека Энрико некоторую долю аристократизма. Прыжки, пируэты – всё было выполнено чётко и легко.

Декорации Валентина Фёдорова играли очень важную роль. Возникало ощущение Италии – томной, жаркой, пыльной, утомлённой южным солнцем. Теплый песочный цвет создал замечательный фон, на котором развернулось сражение матери и дочери. Противостояние Нунчи и Нины, благодаря сценическому оформлению, было рельефнее и чувственно подвижнее.

Оркестр Ольги Нестеровой звучал, пел, смаковал каждую ноту. Атмосферная музыка Кирилла Ламбова была хорошо интерпретирована оркестром театра, что позволило создать единое целое со сценическим текстом. И сам композитор прибыл в Чувашию на фестиваль. Интересно, что балет «Нунча» шёл в Болгарии, но хореография спектакля шла вразрез с музыкальной драматургией. Специально для нашего театра Ламбов дописал ряд сцен, в том числе сцену «Базар». Таким образом, российская премьера «Нунчи» стала почти мировой. Ламбов не скрывал восторга, как и публика, устроившая творцам высокого искусства овации.

Балетный фестиваль продолжается.  

 

С. Фишер

 

Фоторепортаж



18 марта 2011
00:00
Поделиться