Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Вехи истории

История появления Русского театра в Чебоксарах уходит в первые годы советской власти, когда в бывшем мочальном складе купца Ефремова (у Волги) организуется любительский коллектив, ставший основой для создания осенью 1922 г. театра профессионального.

Первой его постановкой стала драма «Василиса Мелентьевна» А. Островского, премьера которой состоялась 14 декабря. Режиссером был сподвижник известного русского актера В. Давыдова Иван Слободской, принесший в труппу традиции Александринского театра. Все спектакли того периода, конечно же, отвечали духу времени. 1929-1930 годы были для Чувашии периодом борьбы за новую деревню. Русский театр откликается на это спектаклем Е. Яновского «Ярость». Вскоре появляется спектакль Щеглова «Переплав», рассказывающий о трудовых буднях рабочего коллектива. Республиканская газета от 26 января 1931 года сообщает: «После просмотра спектакля «Рельсы гудят» В. Киршона на чебоксарских предприятиях обсуждения спектакля перерастали в обсуждение текущих производственных вопросов».

Творческим взлетом труппы был период работы под руководством Е.А. Токмакова, ученика К.С. Станиславского. Ему было 53 года, когда в 1937-м он стал художественным руководителем, бессменно проработав в этой должности более 20 лет. Весомое место в афишах того времени занимала классика, на которой росло актерское мастерство. В коллективе выросли такие корифеи сцены, как И. Пустовойтов, М. Каширская, А. Дуняк, А. Дворкина, А. Гусев, Г. Морев, М. Тихонова-Стасенко, А. Григорова, Л. Козоровицкий и многие другие, названные «гвардией Токмакова». Их творческий расцвет пришелся на 1940-60-е годы, и не случайно именно это время называли «золотым веком Русского театра».

С первых дней войны меняется репертуар. Ставятся патриотические пьесы: «Нашествие» Леонова, «Русские люди», «Так и будет» Симонова, «Фронт» Корнейчука… Театр ведет большую военно-шефскую работу. Свыше 300 спектаклей и концертов были показаны артистами в воинских частях и госпиталях за годы войны. Приказом Минобороны СССР ряду актеров за активную военно-шефскую работу объявляется благодарность.

Подвиг народа в войне, воспоминания о тех, кто не вернулся, боль о загубленных судьбах становятся духовным уроком для новых поколений. В послевоенный период появляются постановки, ставшие этапными: «Последние» М. Горького и «Три сестры» А. Чехова, «Дворянское гнездо» и «Накануне» Тургенева, «Евгения Гранде» Бальзака, «Бесприданница» Островского. Но наряду с классикой все большее место на сцене занимает тема современника. Театр ставит пьесы «Обыкновенный человек» Леонова, «Директор» и «Одна» Алешина, «Одна ночь» Горбатова, «Мужество» Березко, «Счастье» Павленко…

За годы своего существования Русский театр не раз обращался и к произведениям национальной драматургии. Крупными событиями стали постановки по пьесам П. Осипова «Айдар», В. Ржанова «Симфония будней», Я. Ухсая «Энтип», «Тудимир», В. Ухли «Волчье логово». А народному писателю Чувашии Н. Терентьеву повезло больше других, на сцене Русского были поставлены четыре его пьесы: «Что же такое счастье», «Мечты, мечты…», «Песнь любви» и «Колокола души».

После Е. Токмакова во главе театра становится молодой режиссер В. Романов. Проблема активного социального героя, взаимоотношений поколений — таковы творческие помыслы нового руководителя. Театр ставит «Барабанщицу» Салынского, спектакли «Сын века» и «Мой брат» И. Куприянова. В труппу вливаются артисты А. Славинский, А. Баулина, П. Вельяминов, Т. Яфанова, А. Красотин и Т. Красотина…

Профессионализм, высокая культура, утверждение принципов реализма — такие задачи ставил и решал театр в 50-60-е годы. В 1952 году в связи с 30-летием и в 1972 году в связи с 50-летием театр был награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР. К своему 50-летнему юбилею театр поставил спектакли «Легенда о Паганини», «Ураган», «Месть». А к 60-летию большой творческой удачей стали спектакли «На всякого мудреца довольно простоты» и «Забавный случай». Заслуживают внимания такие постановки, как «Конармия», «Когда город спит», «На золотом дне», «Тринадцатый председатель», «Характеры».

Яркий след в истории театра оставил режиссер Аркадий Бирюков. О поставленных им спектаклях говорили и писали. Это «Легенда о Паганини», «Бешеные деньги», «Да святится имя твое», «Ураган»… У многих его работ была долгая сценическая жизнь.

Почти 10 лет, с 1979 по 1989 гг., отдал театру режиссер Марк Зильберман. Зрительский интерес вызывают в это время спектакли «Гнездо глухаря», «Обыкновенная история», «Зинуля», «Белая болезнь», «Мария Тюдор», «Любовь и голуби», «Порог» и др. Значительными спектаклями, пользовавшимися успехом у зрителей, были «Не стреляйте в белых лебедей», «Дело», «Тартюф».

В непростые годы «перестройки» театр работал под руководством режиссера В. Гришанина. У театра появился новый стиль, лицо — театра модерна и символики. Были поставлены спектакли «Отец» Стринберга, «Утиная охота» Вампилова. Спектакль «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» по пьесе С. Соловьева был высоко оценен самим автором.

В 90-е годы на афишах появляются такие заметные постановки, как «Женитьба» Гоголя, «Лес» Островского, «Последний срок» Распутина, «Не ходи с чужой женой в ресторан» Мейо и Эннекена, «Дикарь» Касона, «Лекарь поневоле» Мольера, «Приглашение в замок» Ануя, «Сотворившая чудо» Гибсона.

В настоящее время главным режиссером театра является Ашот Восканян. Его постановки «Дядя Ваня», «Кукушкины слезы», «Ретро», «№13» получили признание зрителей.

Свой юбилей театр встречает с большим оптимизмом. Сегодня славу его составляют народные артисты Чувашии А. Баулина, Т. Красотина, В. Красотин, Т. Яфанова, Г. Холопцева, заслуженные артисты Чувашии А. Бурков, Б. Кукин, Е. Лезов, В. Мазов, А. Егорова, Л. Котельникова, Л. Родик, Н. Горюнов. В мастеров сцены выросли и актеры среднего поколения В. Валов, Л. Былинкина, В. Боровкова. В 2004 г. в труппу театра влились выпускники Чувашского государственного института культуры и искусств. С их приходом репертуар театра стал еще многограннее. На сцене идут не только классические драмы и комедии, но и фарсы, и современные мюзиклы — спектакли, отвечающие разным вкусам.



18 декабря 2007
00:00
Поделиться