Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Иногда они возвращаются

Так получилось, что обе недавние театральные премьеры были о молодых. Причем спектакли поставлены по старым и, казалось, забытым советским пьесам. Современный зритель, в том числе молодой, неожиданно остро реагирует.
В Русском драматическом театре взяли к постановке пьесу, написанную в 1967 году, то есть в зените советской власти. «Любовь, джаз и черт» Юозаса Грушаса была знаменита когда-то выходом на театральную сцену джазистов. Это было время лозунга «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Поэтому музыканты в пьесе жестоки, пусты и равнодушны. Причем от начала и до конца спектакля. Им во спасение посылается добрая девочка Беатриче, которую они должны бы воспевать, как Петрарка, а они ее унижают. Тоже - от начала до трагического конца. Так что попытки девочки-ангела безуспешны. Многое не стыкуется в этой печальной истории. Особенно сегодня, когда жестокие дворовые мальчики не то что джазовой гитары, а порой и букваря в руках не держали. Но постановщик Ашот Восканян, видимо, отчаялся найти другую пьесу о потерянных юношах и их равнодушных родителях. В спектакле заняты молодые артисты театра, прошлогодние выпускники актерского отделения Чувашского государственного института культуры и искусств. Ради этого спектакля они всерьез учились играть на электрогитарах и ударных.
В Чувашском драматическом представили пьесу намного старше литовской, но ее герои выглядят куда более убедительно. «Квадратуру круга» Валентина Катаева переводчик на чувашский Порфирий Афанасьев озаглавил как «Внезапно женившись». Так что из названия исчезло сразу несколько пластов смысла, от необъяснимости чувства и времени до любовного четырехугольника и прочих черных и красных квадратов. Но в самом спектакле режиссер, студентка училища им. Щукина Александра Федина все эти пласты «вспахала» не по-женски бесстрашно и не по-ученически уверенно.
Катаев, как известно, был братом одного из соавторов бессмертных «Двенадцати стульев», Евгения Петрова, и даже дал культовому литературному дуэту идею этого романа. Водевиль «Квадратура круга» — из этого же ряда отточенных шуток блистательного литератора. Написан он в 1927 году, время далеко не шуточное, когда «летящий вперед паровоз» репрессий уже стал набирать ход. Но «умная и талантливая шутка», по определению Станиславского, а по другим определениям — «объяснение внука священника в лояльности к власти», была исключительно о любви, молодости, жажде жить, бесшабашности и энтузиазме. Для комедии периода великих строек о двух друзьях, делящих комнатку в одной большой коммуналке и женившихся в один день, Александра Федина выбрала лейтмотивом песню «Наш паровоз» и все ту же летящую на всех парах символическую груду железа, которую художник Владимир Шведов изобразил на сцене буквально. Вдохновленный талантливой дипломницей, Шведов вообще выдал довольно эффектную и смелую для нашей сцены декорацию с подвижными конструкциями, плакатами Родченко и бытовыми деталями, будто сошедшими с картин Кандинского и Петрова-Водкина. Наши актеры в спектакле ученицы Леонида Хейфеца тоже необыкновенно динамичны, пластичны и демонстрируют чудеса актерской техники. По признанию Александры Фединой, она даже запрещала Валерию Карпову, Александру Петрову и Геннадию Большакову перебарщивать с опасными кульбитами в этом «танце любви», но актеры, что называется, почувствовали кураж. Поэтому спектакль полон настоящей театральной энергетики, за которой, собственно, зритель и ходит в театр. Открыла нам «Квадратура круга» и нового композитора — Алену Прокопьеву. Чувашские мотивы, вплетающиеся в революционные песни и джазовые композиции тех лет, звучат очень мощно и совершенно по-новому. В финале молодая карусель строителей коммунизма исчезает, будто в некой воронке времени. Поезд, который волей актеров, художника и режиссера промчался в романтичной дымке любви и молодости, ушел. Оставляя нас в радости от искренности чувств героев тех лет и в смятении от знания их дальнейшей судьбы.


"Советская Чувашия"
12 апреля 2007
00:00
Поделиться