Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Сами себе народные артисты

Сами себе народные артисты
Многие люди, бурно строящие карьеру в кабинетах, офисах и за прилавком, представляют себе художественное творчество взрослых людей в кружках по интересам чем-то вроде аттракциона из «парка советского периода». На самом деле ситуация здесь гораздо парадоксальнее.
 
Творческое самообслуживание
Корреспондент «СЧ» побывала недавно в Моргаушском районе, где просмотровая комиссия Республиканского Дома народного творчества смотрела спектакли двух народных театров на предмет подтверждения этими коллективами звания «народный», и убедилась, что самодеятельное творчество не только не утратило актуальности на сельских просторах, но в свете очередной зари поселенческой самостоятельности даже приобрело новое звучание. Там, куда не проник глянец потребительской цивилизации, местные таланты становятся чуть ли не единственными, кого можно увидеть на клубной сцене. И не только потому, что соседку Клаву всегда интересно увидеть в образе Дездемоны, а и потому, что на «живых» профессионалов в поселениях часто просто нет средств. И любители искусства идут в артисты как по зову сердца, так и жаждущих творческого общения односельчан. Видимо, поэтому, несмотря на все трудности и недочеты, на селе пока все «народные» свое звание подтверждают, а вот среди городских, по словам методиста по театральному творчеству Николая Семенова, почти половина театральных коллективов свой статус, скорее всего, потеряет: в городе другие соблазны.
 
В Оринино свой Пушкин
На спектакль в деревню Кашмаши, где в местном клубе был устроен просмотр, артисты Орининского народного театра опоздали на два часа: на дворе стояло время больших заносов на дорогах, и автобус с исполнителями комедии «Женатый больше не жених» пришлось вытаскивать трактором из сугроба. Но пришедшие в кашмашский клуб зрители терпеливо ждали, несмотря на холод в большом непротопленном зале. Участников представления сопровождал глава Орининского поселения Александр Суриков, который поведал корреспонденту «СЧ», что театр поселению необходим как воздух, потому что сохраняет в людях творческий дух и интерес к жизни. К тому же поддерживать огонь в таком театре, как Орининский, начинавший свою вдохновенную историю аж в 1918 году, дело чести поселенческого начальства. Сыгранная энтузиастами 89 лет назад сцена из пушкинского «Бориса Годунова» потрясла орининцев, и первый местный энтузиаст театрального дела, студент садово-огородного училища Михаил Моисеев стал, можно сказать, основоположником этого театра. Шефство над орининцами Чувашского драматического театра началось еще в 1935-м, а статус народного он получил сорок лет назад. Спектакль по своей пьесе «Кушар» здесь смотрел сам автор, Петр Осипов. Одним словом, богатая у театра история, которую орининцы чтят. Здесь и руководить театром приглашают не специалиста по самодеятельности, а профессионального режиссера из ЧАДТ им. К. Иванова Андрияна Павлова. Мэтр чувашской драматургии Николай Сидоров в умелых руках профессионала Павлова – поставщик динамичных скетчей, от которых в зале зрители сползают со стульев от смеха. У самодеятельных режиссеров произведения обнаруживают привычные огрехи комедийного потока: небрежность, штампы, юмор ниже пояса. Орининцам же и особых декораций не нужно, это настоящий живой театр, где умеют общаться с залом. Здесь есть даже свои звезды, орининские Олейников со Стояновым. Это Валериан Пушкин с Вадимом Васильевым. Пенсионер Пушкин, знаменитость со стажем, ходит в Оринино на репетиции из другой деревни, за три километра. И без театра свою жизнь давно уже не представляет. Этот театр буквально помог встать на ноги другой артистке, Зое Константиновой. Женщина тяжело заболела и, казалось, простилась с активной деятельностью. Но участники спектакля не захотели видеть в роли Синахви никого другого, и она «отменила» недуг, не желая подводить односельчан.
 
Голосование аплодисментами
Кашмашский народный театр тоже давал Сидорова. Это был по-женски аккуратный и по-деревенски гламурный спектакль, с многочисленными песнями и танцами. Здесь театр понимают как красивую имитацию жизни с яркими фартучками, расписными ставнями и искусственной листвой. Руководитель театра Роза Николаева собрала труппу из сельской интеллигенции, учителей да инженеров и сама вышла сыграть в пьесе «Пока петух не клюнет» все того же Сидорова, подтверждая «народность» своего коллектива. Народ проголосовал бурными аплодисментами и за них тоже.
Положение о народных самодеятельных коллективах художественного творчества обязывает эти коллективы каждые три года подтверждать высокое звание реальной работой, а работников РДНТ так же регулярно проводить испытания их на прочность. Чем отличается народный коллектив от простого кружка? Во-первых, звание дается коллективу с определенной историей и числом привлеченных любителей творчества, то есть испытавшему свою необходимость временем и притягательностью для народа. Во-вторых, этот статус коллектива позволяет его руководителю получать зарплату, начиная с которой, в общем-то, и соглашаются работать мало-мальски амбициозные специалисты. И даже дает право на дополнительную штатную единицу. Аккомпаниатора, например.
 
Клуб – в школу, хоры – на пенсию
Нынешняя эпопея подтверждения «народности» начиналась с села Старые Айбеси Алатырского района. Это тоже весьма уважаемый народный театр с сорокалетним «народным» стажем, единственный театральный коллектив в районе. Народный хор – такого же возраста. Сейчас эти клубные коллективы попали в незавидное положение. Шестидесятилетнее здание клуба обветшало, районная администрация от греха подальше перевезла центр досуга в Староайбесинскую школу. Но петь и играть спектакли в актовом и физкультурном залах людям совсем неудобно. Поэтому с вдохновением тяжко. Правда, коллективы сдаваться не собираются. «На-гора» выдали концерт хора и спектакль по пьесе Людмилы Сачковой, продемонстрировав, что жизнь, конечно, продолжается, но в приличном клубе она продолжалась бы с большей творческой радостью. А то уж и на гастролеров нет средств, так еще и самим некуда пойти попеть.
Успели специалисты РДНТ заметить и уменьшение состава хоровых коллективов в Аликовском, Канашском, Цивильском и Порецком районах. О поющей молодежи здесь приходится лишь мечтать. Перевод мечты в быль предлагается начать с создания при каждом хоре детского коллектива. Пока же хоры стареют, их уровень снижается. Официально отмечено падение исполнительского уровня даже широко известных в прошлом народных коллективов: хора Сугутского СДК Батыревского района, хора ветеранов Ибресинского РДК.
В Козловском районе просмотровую комиссию тоже ждали огорчения. Еметкинский коллектив показал столь недостаточные художества, что не соответствовал не только «народному», но даже статусу «ансамбль песни и танца». Женский вокальный ансамбль вообще не смог собраться. Как и драматический коллектив Дятлинского сельского Дома культуры. Просмотры драматических спектаклей показали, что с режиссерами-новаторами у нас трудности не только в профессиональных театрах: в свободном полете самодеятельности их не наблюдается вовсе. Дефицит кадров и убожество технической базы не способствуют раскрытию потенциальных возможностей людей. Особенно на селе. Проблема театрального репертуара, особенно чувашских национальных коллективов, что называется, по-прежнему остра и актуальна. Сидоров, Угарин и примкнувшая к ним Сачкова – почти единственные три источника чувашского слова на клубной сцене.
Так как народные самодеятельные коллективы в разных уголках республики – это не телевизионная фабрика звезд, где можно за вечер «откатать» десятки «народных артистов», своеобразная переэкзаменовка руководителей народных театров, хоров, ансамблей, а также их подопечных растягивается на месяцы. Более двухсот творческих коллективов республики со званием «народный» будут подтверждать этот статус весь нынешний год.
 
Только цифры
Сегодня в республике насчитывается 219 коллективов со званием «народный». В их числе – 44 театральных, 35 фольклорных, 18 вокально-инструментальных и 17 вокальных ансамблей, 40 хоров, 21 ансамбль песни и танца, 31 хореографический коллектив, 5 духовых оркестров и 5 оркестров народных инструментов, 3 кино- и фотостудии.
Доля «народных» от общего числа коллективов невелика: от шести до одного процента от общего числа. Например, всего в республике 727 самодеятельных театральных коллективов, 571 фольклорный, 895 хореографических и 437 хоровых.


"Советская Чувашия"
15 марта 2007
00:00
Поделиться