Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Гастрольный реванш

Участие в традиционном рождественском фестивале Штрауса — вот чем запомнится 75-й, юбилейный сезон в истории симфонического оркестра Чувашии.
Этот музыкальный праздник сегодня в Европе настолько широк, что уже трудно назвать все города, где танцуют, играют и поют в честь короля вальса. Три года назад дорожку на него проложил наш балет. Выступления солистов театра оперы и балета проходили в Испании, Италии, Германии, Бельгии и Нидерландах. И вот теперь, после долгого перерыва, в зарубежное турне по Испании и Португалии сумел выехать в полном составе оркестр театра, плюс солисты балета и наша оперная прима Мария Еланова (всего 73 человека).
Дорога с учетом перелета на затерянные в Атлантическом океане Азорские острова, где прошли два концерта, у артистов была не коротенькой — более 15 тысяч километров. Можно сказать, и нелегкой: за 14 дней — шестнадцать концертов. Но, как признались артисты на пресс-конференции, не изматывающей. Автобусы всегда комфортабельные, особенно те, на которые пересели на белорусской границе. Дороги отличные — Европа! В гостиницах предусмотрены все житейские мелочи, обслуживающий персонал вежлив. Поразили максимально удобные гримерки в театрах: в каждой душ, мыло, полотенца, минеральная вода…
А чего стоят пусть и короткие, но яркие впечатления от старинных городов, мощеных чистых улиц, прогуливающихся по ним элегантно одетых жителей, архитектуры, соборов, где звучал орган, рыбацких бухточек на берегу океана и запаха невероятной свежести… Но самое главное — от приема, всегда искреннего, горячего, радостного — словно ждали всю жизнь. На Азорских островах давали двойник (два концерта в день). Так вот, после первого быстро разнесся слух, что это что-то неслыханное. И на второй пришел губернатор, с цветами. Гостей после концерта угостили национальным блюдом — мясом, зажаренным в песке.
Конечно, участие в одном концерте с симфоническим оркестром артистов балета, да еще певицы Марии Елановой здорово подогревало интерес испанско-португальской публики. Зрители были в восторге, что произведения Штрауса исполняются на языке оригинала — на немецком, восхищены профессионализмом танцоров. Зная, что испанцы любят, когда в классике присутствует некая изюминка, оригинальность, наши артисты преподносили им сюрпризы. Так, во время исполнения польки «С охоты» дирижер Сергей Вантеев стрелял из револьвера. А в номере «На прекрасном голубом Дунае» кружил в вальсе Елену Лемешевскую.
…Конечно, вопрос о том, сколько стоили билеты на концерт, на пресс-конференции все же задали. 100 евро, в среднем! А много ли артисты заработали на гастролях, спрашивать было как-то неуместно. Для них это дело второе, главное — поехать и показать себя. Вот что важно в творческой жизни. «Не все переводится на деньги, — сказал Захар Шапиро, концертмейстер оркестра. — Мы достойно представляли в Европе республику — вот что главное. Каждый день, на каждом концерте объявляли: «Симфонический оркестр, Россия, Чувашия». А смущали в нашем гастрольном турне только наши инструменты, купленные еще в советское время. Играть на них в Европе неудобно. Да не только за границей! На последнем оперном фестивале в Чебоксарах москвичи из «Новой оперы» вообще отказались играть на наших литаврах». «После таких поездок бывает обидно за свою публику, — добавил главный дирижер Сергей Вантеев. — Мы там востребованы, нужны, по европейским меркам у нас высочайший уровень исполнения». Кстати, в Испании музыканты встречались со своими коллегами, уехавшими несколько лет назад из Чебоксар. Выпускники нашего музучилища работают, играют в оркестре, все у них хорошо… Но это уже тема другого разговора.
…30 января на сцене родного театра артисты в точности повторили свою гастрольную программу, приурочив ее к 75-летию оркестра. Так же стреляли из револьвера, Шапиро, отложив на время скрипку, кружил в вальсе Лемешевскую, а Шиманский (Михаил Петрович, главный организатор гастролей) приветствовал зрителей (сначала на испанском, потом на русском языках), представлял Чувашский симфонический оркестр, объявлял номера.
Согласимся, что театру нашему далеко до шикарных залов Колисео Лиссабона и Азорских островов, Дворцов Валенсии, Коруньи, Саламанки… Не та акустика, не та роскошь. Но любим мы Штрауса, музыку, артистов не меньше. Были на концерте и цветы, и возгласы «браво!», и долгие-долгие аплодисменты. И все вокруг было наполнено любовью к королю вальса и восторгом перед исполнителями.


27 февраля 2007
00:00
Поделиться