Прощеное воскресенье дало начало Великому посту
19 декабря у православных христиан начинается Великий пост.
Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Таин. Постом воздерживаются от скоромной – мяса, молока, яиц, иногда рыбы.
Посты делятся на однодневные и многодневные. К многодневным относится Великий пост.
Великий пост состоит из 48 дней: Четыредесятницы, двух праздничных дней, Лазаревой субботы и Вербного воскресения, а также Страстной седмицы. Его называют Великим не только из-за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине великого значения этого поста в церковной жизни христианина.
Кроме семи недель самого поста, уставом предписываются еще три подготовительные недели к нему. Начинаются они с недели Мытаря и Фарисея. С начала третьей седмицы и до ее конца мяса на трапезе уже не бывает, оно появится только на разговенье во время пасхальной трапезы. Вся третья седмица называется также сырной, или масляной, в просторечии масленицей, потому что основной пищей во время нее являются молочные продукты, рыба, яйца, сыр.
За три недели до Великого поста, в воскресенье, когда читается на литургии евангельский текст притчи о Мытаре и Фарисее, в богослужении начинают пользоваться Постной Триодью – книгой богослужебных текстов. Именно эта книга определяет особенности богослужения во время Великого поста.
Накануне воскресенья, которое получило название «Неделя о Мытаре и Фарисее», на всенощном бдении поют особую покаянную молитву «Покаяния отверзи ми двери…...». Это начало подготовки к посту. Это пение продолжается на всех воскресных всенощных по 5-ю Неделю поста включительно. На седмице мытаря и фарисея нет поста в среду и пятницу, дабы мы не уподобились фарисею, который хвалился своим благочестием.
«Неделя о блудном сыне» - вторая подготовительная неделя. В воскресенье за литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне. Накануне на всенощной звучит новое покаянное песнопение «На реках Вавилонских...».
«Неделя о страшном суде» - третья подготовительная неделя. В воскресенье читается Евангелие о Страшном суде. Это воскресенье называется еще мясопустным, ибо это последний день мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо есть уже нельзя.
Накануне мясопустного воскресенья поминаются все усопшие.
Следующая за этим воскресеньем седмица называется масленицей.
«Неделя об Адамовом изгнании» - прощеное воскресенье. В этот воскресный день читается Евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и друг у друга прощение. Затем все подходят к священнику по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают, при этом целуют крест и Евангелие, в знак искренности произносимого. Так же прихожане просят прощения и друг у друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.
Великий пост отличается остального года особыми богослужениями. Православные чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы не пропустить особых служб. Основная из них – первая седмица.
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА. Чтение покаянного канона Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении. В среду утром первая литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после литургии, молебен с освящением колива (в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо – это вареное зерно с сухофруктами, чаще всего рис с изюмом. Освященное коливо раздается присутствующим и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия - восстановление иконопочитания на VII Вселенском Соборе.