Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

На фольклорном подворье

Культурная территория в республике медленно, но разрастается

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ЧЕБОКСАРЫ

 

в чувашии финишировал Марафон культурных собы­тий, который длился почти

ТРИ МЕСЯЦА. ЭТО ПЕРВЫЙ ОПЫТ В РЕАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННОГО ПРОЕКТА РЕС­ПУБЛИКИ, ДЕЙСТВОВАВШЕГО К ТОМУ ЖЕ ПО СЕТЕВОМУ ПРИН­ЦИПУ. «Территорией культу­ры» ОДНОВРЕМЕННО СТАЛИ ГО­рода новочебоксарск и шумерля, а также село шемурша. На трех этих площадках и происходили основные события проекта.

Напомним, марафоны такого ро­да проводятся в Чувашии с 2003 года, когда Чебоксары были признаны культурной столицей Поволжья. В 2005-м этот мультипроект получил продолжение: республика приняла участие в се­тевом марафоне культурных со­бытий Поволжья. И вот теперь -собственный марафон.

О том, чего удалось достичь и что пока не получилось, коррес­пондент «РГ» попросил расска­зать художественного руководи­теля республиканской дирекции культурных программ при Ми­нистерстве культуры ЧР Тамару Раченко.

Российская газета | Какова основная цель проекта? Тамара Раченко | Главная идея марафона - создать принципи­ально новые «культурные про­дукты», если можно так выра­зиться, которые к тому же могут стать эффективным способом для развития того или иного муници­пального образования. Ведь именно культурные программы способны вдохнуть дополнитель­ную энергию в города и районы, помочь им обрести новый статус, создать яркий и запоминающий­ся бренд. Инновационные куль­турные проекты, ставшие осно­вой марафона в этом году, — по­пытка с помощью новых форм и методов не просто реконструиро­вать, но и актуализировать куль­туру чувашского народа, найти в современном искусстве направ­ления для ее развития.

В наших концертах принима­ют участие талантливые певцы, исполняющие в том числе и чува­шские эстрадные песни, но высо­кого уровня и качества. Так мы пытаемся приучить людей к хо­рошей музыке, хорошему исполнению, хорошему звуку.

РГ | И вам это удается?

Раченко | Думаю, да. Во всяком случае, с наших концертов люди всегда уходят очень довольны­ми, я бы сказала, со светлыми лицами. Во время марафона мно­гие задавали нам один и тот же вопрос: «Почему вы раньше к нам не приезжали?». И такая ре­акция у зрителей была не только на концерты, но и на наши выс­тавки, спектакли...

Другое дело, что превратить в «территорию культуры» сразу всю республику невозможно. Это долгий и очень трудоемкий про­цесс. Но мы оптимисты и верим, что когда-нибудь это произойдет.

РГ | Наверное, вы уже подвели первые итоги. Как выглядит ма­рафон в цифрах? Раченко | В рамках сетевого ма­рафона состоялось более 100 различных мероприятий, в том числе — свыше 20 выставок, 16 концертов, множество поэтических, живописных и музы­кальных конкурсов. На всех трех площадках проводились мастер-классы, «круглые столы», науч­но-практические конференции, посвященные вопросам развития культуры и искусства. В общей сложности нашими зрителями стали около 20 тысяч человек.

РГ | Кто принимал участие в марафоне?

Раченко | В марте был объявлен республиканский конкурс инно­вационных проектов в сфере культуры и искусства на получе­ние грантов президента Чува­шии. Из 52 проектов, поступив­ших из разных городов и сел рес­публики, были отобраны 11. Все они вошли в программу марафо­на культурных событий.

Сразу скажу, что больше поло­вины работ, получивших гранты (от 19 до 50 тысяч рублей), были созданы на фольклорной основе. И это позволило придать мара­фону истинно народный харак­тер. В Шемурше, например, нам удалось устроить настоящий праздник фольклора. Централь­ный Дворец культуры Шемуршинского района представил два своих проекта: «Экскурсионный провинциальный оазис с блоком «Фольклорное подворье» и «Лес­ной бивуак дизайнеров». Кстати, тема «гиды в деревне» — это в ка­кой-то степени заявка на дереве­нский и так называемый экотуризм, который очень популярен сейчас во всем мире.

Сюда же, в Шемуршу, приеха­ли самодеятельные артисты из Хочашевского сельского поселе­ния Ядринского района с обрядо­вым спектаклем «Чуклеме». Ук­расил праздник и проект Моргаушского района — передвижная выставка сурпанов (женских го­ловных уборов) в сопровожде­нии народного фольклорного ан­самбля. Считаю, такого праздни­ка в республике, да еще в глубинке, раньше никогда не бы­ло.

С большим успехом прошла выставка фотографии «Люди земли», где были представлены работы фотохудожников Сергея Воронина (г. Москва) и Риммы Назаровой (г. Чебоксары). На снимках - обычная чувашская деревня, ее люди, уклад, тради­ции, то есть все, что мы видим всякий раз, когда выезжаем за пределы города. Но фотографии сделаны так мастерски, что отор­вать взгляд от них невозможно. Особенно потрясла эта выставка самих сельских жителей, которые смогли увидеть себя и свой быт в своем ином ракурсе.

РГ | А по какому принципу выби­рались площадки? Раченко | Тоже на конкурсной основе. В этом году было подано девять заявок - не так много, ес­ли учесть, что в республике 27 муниципальных образований. Условия были очень жесткими: не только обеспечить прием и размещение участников марафо­на, но и самим обязательно выс­тавить свои культурные проек­ты, а также учредить гранты в масштабах собственного района или города. Как видите, больши­нству глав эти «лишние хлопо­ты» показались ненужными. Хо­рошо, что нашлись такие, кто ду­мает иначе. К слову, после мара­фона желающих превратить свой город или район в «территорию культуры» стало гораздо боль­ше. Руководители многих муни­ципальных образований, с кем я общалась, поверили, что это вполне реально



"Российская газета"
28 декабря 2006
00:00
Поделиться