Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Театр сонного зрителя

На заседании коллегии Минкультуры республики Чувашскому государственному театру юного зрителя им.М.Сеспеля был выведен жирный «неуд». Высокое собрание признало, что театр сдает производственные и творческие позиции.

На самом деле особой зрелищной заразительности и повальных аншлагов сегодня не наблюдается практически ни в одном из наших театров. Без фестивалей и заезжих звезд в храмах искусства начинает очень быстро ощущаться и отсутствие менеджмента, и неумение прилично встретить и обслужить зрителя, и череда, мягко выражаясь, не слишком ярких постановок. То есть поиск лишнего билетика пока, к сожалению, не украшает наши театральные будни. Однако то, что происходит сегодня в ТЮЗе, внушает самую большую тревогу: здесь не приходится говорить не то что о кассовом успехе или резонансе в обществе, а даже о посещаемости в рамках приличий. Полторы сотни зрителей на стационаре уже считается нормой. А частенько в зале сидят 40, 20, а то и 8 человек.

ТЮЗ, да еще национальный, это особый театр. Требовать от него сверхдоходов никто не будет. Даже если очень захочет. Президент России недавно на всю страну обещал главе СТД Александру Калягину помочь детским театрам в их тяжелом положении. То есть воспитанием подрастающего поколения так озаботились на самом высоком уровне, что российским ТЮЗам светит не то что поблажка в финансовых планах, но и изрядная подпитка. Но тогда, скорее всего, возрастут и требования вовлекать это подрастающее поколение в культуру более активно, а жизненную позицию выражать, по крайней мере, внятно. Так что грозное предупреждение «сеспелевцам» прозвучало, что называется, в самый подходящий момент.

Начальник отдела искусств и образования Минкульта Альбина Алексеева в своей аналитической справке приводит такие цифры. За последние три года учредитель, то есть Минкульт республики, увеличил ассигнования на нужды театра почти в два раза, с двух миллионов семисот тысяч до пяти миллионов девятисот тысяч. А количество зрителей неуклонно снижается, ежегодно на 7,5 %. Театр работает на стационаре всего 15 дней в месяц, а заполняемость – четверть зала. В театре за эти три года сменились два директора и три заместителя по работе со зрителями. Из театра уходят народные и заслуженные артисты (пятеро за два с половиной года).

Главную причину зрительского провала специалисты Минкульта, коллеги худрука театра Вячеслава Оринова и другие члены коллегии видят в низком художественном уровне тюзовских постановок и отсутствии продуманной репертуарной политики.

– Можно поставить классическое произведение, которое будет сегодня звучать, а можно это же произведение поставить так, что оно будет мертво, – сказала Альбина Алексеева. Председатель Союза профессиональных писателей ЧР Валерий Тургай и вовсе сравнил один из спектаклей с «чем-то похожим на порнографию», назвал нынешнюю ситуацию в театре кризисной, очень нелестно отозвался о худруке и категорично вынес вердикт, что Вячеслав Оринов не состоялся как художественный руководитель. Председатель Союза театральных деятелей Чувашии Валерий Яковлев припомнил, что 10 лет назад ТЮЗ из конъюнктурных соображений был переименован в Молодежный театр, потом стало выгоднее быть ТЮЗом, и театр снова перешел в этот статус. Но и в том и в другом случае тюзовская ниша, то есть приобщение детей к театру, так и осталась незаполненной. На сказки малыши ходят во взрослые театры, а дальше – тишина. А ведь главное в деятельности театра – репертуар и зрительская аудитория, для которой он формируется. К тому же, у театра был курс на «самый чувашский» из всех чувашских театров. А сегодня половина спектаклей здесь выходит на русском языке. Но тогда нужны две труппы – русская и чувашская.

На диктат руководителя и неудачи с созданием двух трупп в одном театре пожаловались и сами актеры театра, даже не решившись назвать свои имена и направив в редакцию «СЧ» своих представителей. Столь запуганные служители Мельпомены жалуются, что худрук забрал себе почти все творческие должности в театре, вплоть до музыкального редактора, что у них вычли по 500 рублей из зарплаты, чтобы решить вопрос с заработной платой новичкам, что их заставляют продавать билеты на спектакли и обзывают пешками и марионетками. Только что Карабасом-Барабасом не назвали своего руководителя.

Сам Вячеслав Оринов не соглашается ни с одним из доводов коллег и чиновников. Напротив, он «поставил задачу поднять художественный уровень» театра. «Говорить о том, что все плохо, – смешно», – считает глава ТЮЗа.

У Оринова действительно плохо далеко не все. Театр очень много колесит по стране и республике и активно работает с местными авторами. Он привлекает к оформлению местных неординарных художников, рискует с актуальными современными пьесами наподобие «Семьи вурдалаков» В. Сигарева, находит время и место для авторов наподобие Цукмайера или Свенссона, замахнулся на всего Чехова, за собственные средства приглашает на просмотры московских критиков. То есть в отличие от «взрослых» театров проявляет большую внешнюю живость и творческую резвость. Правда, к великому сожалению, и риск, и живость пока себя не оправдывают. Причем уже много лет. А зритель вяло реагирует даже на самые незатейливые попытки театра привлечь к себе внимание. И в этом главная печаль и забота во всей этой истории с жирным «неудом». Кроме последней шведской истории «Упавшая с луны», поставленной Иосифом Дмитриевым, все последние постановки ТЮЗа не оставляют впечатления конкурентоспособных произведений на сегодняшнем театральном рынке. Даже доброжелательно относящийся к театру московский критик, профессор РАТИ Андрей Якубовский вынужден постоянно твердить, что «дальше должно быть лучше».

Однако на коллегии решили, что дальше может быть только хуже. И если оставить дело так, как есть, то исправлять скоро будет нечего. Опасения подтвердило и выступление на коллегии и.о. директора театра Анатолия Куликова, от которого надеялись услышать вразумительный план действий на ближайшее время. Он не порадовал ни одной идеей на этот счет.

Посему коллегия постановила, что руководству Чувашского государственного театра юного зрителя им. М. Сеспеля необходимо принять срочные меры по повышению художественного и профессионального уровня выпускаемых спектаклей. ТЮЗу также предписано основательно взяться за эффективный прокат спектаклей и репертуарную политику, подумать о привлечении специалистов по маркетингу и новых формах работы со зрителем.

Не очень понятно, каким образом до марта будущего года, а именно такой срок установили театру, можно поднять и художественный уровень, и маркетинг на должную, то есть не стыдную, высоту. Но поразмыслить над ситуацией и хотя бы набросать план действий по шагам навстречу зрителю, конечно, вполне реально.



"Советская Чувашия"
26 декабря 2006
00:00
Поделиться