Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Е. Нестерина: Ребенок не может жить один

Как уже писала «СЧ», Чувашия целую неделю жила под знаком детской книги – в республике проходил фестиваль чтения для детей и подростков «Вместе с книгой – в Новый год!». В этой акции приняли участие почти два десятка детских писателей со всей страны. Москвичка Елена Нестерина, автор популярной у юных читателей серии книг про детскую мафию, тоже была гостьей фестиваля. Ее книги пронизаны добрым юмором, они романтичны и красивы. Предводителя детской мафии Арину Балованцеву называют даже маленьким героем нашего времени. О своих персонажах и их отношениях со взрослым миром Е. Нестерина рассказала нашему корреспонденту.

– Советская детская классика, когда ее открываешь сегодня, как ни странно, оказывается не такой уж идеологизированной. Скажите, Елена, что вы сами читали в детстве и чем те книги отличаются от тех, что читают сегодня дети?

– По большому счету – ничем. Просто немного другие темы и другие внешние проблемы. Проблемы внутренние все те же: верность – неверность, предательство –любовь. Я сама для себя даже открываю прежних детских писателей. Например Гайдара. В детстве как-то не очень им интересовалась. А тут прочитала «Тимура и его команду», «Судьбу барабанщика». Это замечательный писатель. И очень современный. «Судьба барабанщика» – совершенно актуальная книжка. В ней, если вы помните, два афериста поехали и взяли с собой мальчика как прикрытие. Этот мальчик взрослеет, умнеет по ходу дела. Совершенно о том же наши сегодняшние детские детективы.

– Вы пишете для подростков. Что нужно для этого – оставаться подростком самой или быть педагогом?

– Сейчас мне интереснее жить там, в том возрасте, хочется каких-то приключений. Я, наверное, недоиграла, недожила в детстве сама. Все, с чем я была не согласна когда-то, пытаюсь проиграть сейчас в книжках.

– Самое интересное для ребенка, по себе помню, это когда очень смешно или очень страшно. Сейчас все это научились объединять. Иронии стало больше в детской литературе?

– Наверное, это так. По крайней мере, свои детективы я стараюсь писать о чем-то простом, бытовом с иронической точки зрения. «Преступления» там смешные, обсмеивается сам подход к этому. То, что для взрослых является важным – деньги, дележ, – для детей решается честно и просто.

– А о взаимоотношениях в семье, детей с родителями вы пишете?

– У меня есть книжка «Письмо, которого не было». Она вышла в серии «Только для девчонок». Это история о любви, причем очень трогательная. Две девочки вынуждены уехать из Москвы – мама у них попала в тюрьму из-за квартирных махинаций. Они поехали к дедушке в деревню, а он их не смог встретить – умер от волнения по дороге на станцию. Но это не страшилка, а современные «Чук и Гек», может быть, даже «Ромео и Джульетта» наоборот. И вот они стали жить в деревне, в доме у дедушки. Вдвоем. К ним прибился и стал с ними дружить цыганенок. Цыганская семья сначала недовольна такой дружбой. Но постепенно сама начинает помогать девочкам. Потом с мамой все налаживается. И детям приходится расстаться. Но они обязательно встретятся, обязательно все будет хорошо, только надо немного подождать. То есть очень важно, чтобы у ребенка обязательно была семья. Если даже семья неполная, то должно быть хотя бы ощущение этой полноты. В моих книжках много детей неблагополучных, но я хочу показать, что это все-таки поправимо. Семья – это место, где тебя любят. Но если этого не случается, то у тебя могут быть друзья, которые тебя поддержат. Я написала цикл повестей «Самая справедливая мафия». Там дети объединились в некое тайное общество, а на самом деле просто тихо дружат и устраивают важные, как им кажется, операции. В результате каждый ребенок получает то, чего ему недоставало. Очень активная Арина, она получила единомышленников, один мальчик – поэт, задрипанный, всеми обижаемый, понял, что его поддерживают и любят таким, какой он есть. Девочка из семьи пьяниц, некрасивая, но в нее поверили и тоже любят такой, какая она есть, и она понимает, что тоже «пригодится».

– Вам не кажется, что семейные отношения – тоже своего рода детектив. Западные писательницы, пишущие от лица молодых, выдвигают сегодня очень жесткие претензии к предыдущему поколению за отсутствие любви и прочее. У нас таких претензий нет? У нас все хорошо?

– Я думала об этом. У нас просто другие проблемы. На Западе нет материальных проблем, поэтому их претензии из другого ряда. У нас больше элементарного пьянства, больше социального неблагополучия. Обращается внимание в основном на это. Была бы семья вообще, понимаете! Но эти проблемы тоже придут. Наши семьи лучше не становятся, богаче – тоже. Они все больше становятся разрозненными. Вообще вся детская литература нацелена на семейные отношения, потому что ребенок не может жить один, он старается прибиться к чему-то, кому-то в любом случае. В итоге – либо конфликт (у меня в семье плохо, и я с ней не общаюсь, не хожу туда), либо – наоборот (семью обижают, и я должен ее защищать). Возьмите любую книжку, там нет ни одного ребенка, который бы был оторван вообще от всего. Даже в той же «Судьбе барабанщика» – она о возвращении мальчика к отцу.



"Советская Чувашия"
26 декабря 2006
00:00
Поделиться