Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

И куклам пора взрослеть

Задумав впервые провести в Чебоксарах межрегиональную выставку рукотворной игрушки (она состоялась в ноябре), Минэкономразвития Чувашии преследовало три основные цели: выделить из множества направлений в народных промыслах самое интересное, предоставить местным мастерам широкое поле для обмена опытом с приезжими коллегами, ну и, конечно, дать возможность чувашским “кукольникам” заработать. Глядишь, кто-то и заключит с ними контракт прямо на выставке.

На приглашение откликнулись около 100 участников, в том числе из шести россий-ских регионов. Самой юной оказалась семилетняя Настенька Панова. Она из Чебоксар, занимается глиняной игрушкой в центре детского и юношеского творчества “Ровесник”. А самой почтенной — Ида Сафиевна Калимуллина, руководитель кружка “Абашевская игрушка” при Пензенском музее народного творчества. Ее мастер-класс глиняной игрушки на чебоксарской выставке привлек как желающих потренироваться в лепке, так и просто любопытствующих.

Игрушки из глины или текстиля — это для нас традиционно, привычно. А вот куклы из животных и растительных материалов (из кожи, кости, рога, бересты, соломки), которые представили лишь мастера из Чувашии, пока не так распространены.

“Я до сих пор под большим впечатлением, хотя эта выставка не первая для меня и моих девочек. Со своими куклами уже выезжали за пределы республики”, — сообщила журналисту “СЧ” руководитель группы “Элек ен-2006” Аликовской средней общеобразовательной школы им. И.Я. Яковлева Надежда Андреева. Аликовцы показали на выставке кукол в уникальных чувашских национальных костюмах. Уникальных не только в силу того, что украшены они элементами старинной, редко встречающейся вышивки. А еще все костюмы сшиты из тех кусочков-лоскуточков, которые дети отыскали в бабушкиных сундуках. Стало быть, и ткань антикварная — из тех времен, когда наши прабабушки носили эти вышитые к.пе (платье), масмак (головная повязка) или сапан (фартук).

За границей такие работы, возможно, удостоились бы продажи с аукциона. Но ведь недаром говорят: русская душа — загадка. Вы не поверите, но Надежда Владимировна не каждому продает творения детских рук. На чебоксарской выставке одному покупателю было отказано. И дело тут не в цене. Учительница из Аликова всегда заводит с потенциальным покупателем беседу, чтобы узнать, насколько близок он к сложному миру рукотворной игрушки. А из разговора с этим человеком выяснилось, что он просто-напросто одержим манией собирательства, его не интересует история создания куклы, детали ее костюма, важно лишь на каждой выставке сделать хотя бы одну покупку. “Извините, но вам лучше присмотреть куклу у других продавцов”, — вынесла вердикт Надежда Владимировна. “Никогда еще не встречал на выставках таких людей”, — недоуменно пожал плечами “собиратель”, пряча кошелек.

А еще Надежда Андреева учит своих девочек: “Состояние вашей души, отраженное в этих куклах, нельзя продавать, его можно только оценивать. Это должен делать сам покупатель, пусть он и назначает цену”. Самую высокую цену за аликовскую куклу дал бизнесмен, специализирующийся на туризме. Со словами: “Я много всего повидал, и эта ваша кукла действительно рукотворная, она стоит настоящих денег” — искушенный представитель туриндустрии протянул… 500-рублевую купюру. Надежда Владимировна и юные мастерицы остались очень довольны. А уж как доволен был, наверное, “щедрый” покупатель! Он наверняка успел прицениться к другим куклам, тоже в чувашских костюмах, но не эксклюзивных. Зато такие “пике” стоили не менее 2 тысяч рублей.

На чебоксарской выставке аликовские участники очень надеялись встретить Президента Чувашии Николая Федорова, презентовать ему одну из лучших кукол и спросить — не согласится ли он, чтобы эта игрушка стала его талисманом. Ведь у многих президентов зарубежных государств есть такие амулеты. А потом можно было бы обратиться к детям разных стран: давайте начнем обмениваться “президентскими” игрушками-талисманами. “Это сдружило бы ребят и стало маленьким шагом к международному взаимопониманию”, — мечтает учительница-альтруистка из Аликова.

Ну а как же идеи бизнеса, неплохие возможности заработать на ниве народных промыслов? Надежда Владимировна соглашается: “Понимаю, без этого, к сожалению, сейчас не проживешь. И чебоксарская выставка еще одно тому подтверждение. Что ж, будем делать бизнес, но только через духовность. Покупатели рукотворной игрушки должны быть не дилетантами, а искушенными в этой области людьми”. Дай-то бог, чтобы этим принципом никогда не поступились и ученицы Н. Андреевой.

Была на этой выставке и другая участница — из Ульяновска, которая тоже отказывалась продавать свои куклы-марионетки. “Это образцы, я привезла их только для демонстрации. Вот мой сайт в Интернете, сделайте заказ на понравившуюся куклу — и я вам вышлю”, — предлагала она огорченным покупателям. Проблем со сбытом у нее нет, более того, работает ульяновская “кукольница” в основном на “заграницу”. “А многие наши мастера народных промыслов очень пассивны, им бы все сидеть и ждать, когда государство за ручку приведет к ним покупателей или соберет и стройными рядами отправит куда-нибудь на выставку. Активности им ох как не хватает. А еще они несколько завышают оценку своего труда”, — поделилась выводами начальник отдела предпринимательства Минэкономразвития Т. Рябинина. Она сопоставила экспонаты, выставленные на продажу: привозную куклу-шута в человеческий рост (скульптурный текстиль, полностью ручная работа) за 5 тысяч руб. и упомянутых уже кукол в чувашских нарядах за 2 тысячи (основа фабричная 25-30 см высотой, одежда — ручной работы из современных тканей). Конечно, забавный шут моментально нашел покупателя, а дорогими куклами народ только любовался. Или глиняные коты, их привезли ремесленники из Казани. У этих охотников за мышами были такие потешные мордочки, что, глянув, уже невозможно было представить свою комнату без такой вот “улыбки чеширского кота”. Стоила 10-сантиметровая фигура всего 60 руб.

Мастера народных промыслов из других регионов, в отличие от чувашских, неплохо приспособились к рыночным условиям. И требуют они от государства лишь одного — чтобы оно не упускало их из вида. “Вы уж нас теперь на каждую выставку приглашайте непременно”, — просили специалистов Минэкономразвития Чувашии ремесленники из Пензы, Пермского края, Нижегородской области. А больше им ничего и не надо. Приезжие участники были, говорят, приятно удивлены, когда в последний момент приглашающая сторона отменила 500-рублевый сбор за участие в выставке. (Это было продиктовано опять же заботой о местных умельцах, точнее, об их кошельках.) “Мы готовы заплатить, ведь на любой выставке за участие надо отдавать деньги”, — говорили гости, которые и приехали, и жили в Чебоксарах за свой счет. А Чувашия, между прочим, за счет бюджетных средств отправляет мастеров народных промыслов на разные выставки.



"Советская Чувашия"
18 декабря 2006
00:00
Поделиться