15:20 "Произведения В.Нагорнова - богатство, честь и гордость чувашской нации"

С 1 декабря в Центре современного искусства начала работу персональная выставка заслуженного скульптора Чувашской Республики и Республики Башкортостан Владимира Нагорнова, вызвавшая большой резонанс. Предлагаем вашему вниманию мнение о творчестве художника и его роли в современном изобразительном искусстве доктора искусствоведения, "духовного отца" и наставника скульптора А.А.Трофимова.
Творения, в которых сосредоточены монументальная, станковая и малые формы скульптуры и величественные ее образы, всегда связаны с социально-культурной основой народов, наций, их историей, переменами жизни и времени, лучшими представителями общества.
Творчество В. Нагорнова развивается сегодня в русле именно такого направления. Он, являясь представителем XX века, уверенно и смело вошел в XXI век. Новый общественный строй с его глобальными изменениями скульптор встретил, как и большинство людей России, спокойно, даже вдохновенно. Его талант и трудолюбие, встречаясь с началом новой эпохи, получили свежий заряд и энергию. Так, в 2006 году им совершен небывалый творческий успех: за один год в регионах Среднего Поволжья и Закамья воздвигнуты три монументальных памятника в бронзе, граните и мраморе. В главном городе Ульяновской области в г. Ульяновске открыт памятник просветителю народов Поволжья, великому представителю Ренессанса чувашской культуры (70-е гг. XIX - нач. XX в.) И.Я. Яковлеву, в рабочем поселке Аксубаево Аксубаевского района Республики Татарстан сооружен памятник первому чувашскому народному поэту Н.И. Полоруссову-Шелеби, а в столице Чувашской Республики в Чебоксарах - народному поэту Чувашии П.П. Хузангаю.
Во всех трех образах гениальных людей запечатлены их свободолюбие, воля и решимость. Все они, представители разных поколений, выступают как бы связующими в одно единое различные века светлых и страшных, горестных и счастливых времен народа.
В 2003 году на берегу Чебоксарского залива, в окружении многочисленных фонтанов предстал гигант в бронзе и граните - Монумент Матери, направленный взором на восток. В решении композиции скульптуры - главной части монумента - автор прибегает к использованию принципов народных представлений. Именно с таким очертанием мы встречаемся с изображениями женской фигуры в орнаментальном искусстве, истоки которого лежат в глубине истории человечества. Вместе с тем фигура скульптурной женщины воплощена в современное монументальное искусство. Мышление, язык, пластика и технические приемы скульптора основаны на принципах профессионального мастерства.
Образ, опираясь на синтез антропоморфности и современных представлений, переходит в понятие вечности. Женщина в народном одеянии. Ее костюм относится как к древним столетиям, так и к сегодняшнему дню одинаково, равноценно, и пришел он к нам сквозь века без разрыва времени. Ладони приподнятых рук Матери слегка поданы вперед. Этот жест для чувашской женщины не был повседневным и обыденным, а появлялся лишь при восторженной встрече долгожданных. Следующая причина его возникновения - эмоциональное, душевное состояние, связанное с покровительством.
Монумент, водруженный на холме на берегу залива, среди других памятников, вблизи произведений древней и современной архитектуры занимает достойное место. Мать, защищая свой народ, историю и землю, покровительствует всему многонациональному населению республики - это самое главное в ее образе. Она, взором направленная на восток, на восход Солнца, во все времена будет ждать к себе близких, дорогих, желанных людей и встречать их восторженно, с приподнятыми руками.
Появление в республике статуи-колосса - явление совершенно новое. Оно характеризует рождение в чувашском монументальном искусстве новой формы, связанной с дуновением свежего ветра в обществе.
В. Нагорнов, создавая свои большие произведения, следует отечественной школе монументального искусства, где объемная пространственная форма нередко находит связь с барельефными изображениями. Один из таких - памятник чувашскому поэту К.В. Иванову (Чебоксары). Его постамент покрыт фигурами героев поэмы "Нарспи", что, с одной стороны, способствует более полному раскрытию образа, а с другой - обогащает все сооружение.
В содержание произведения и в его образную структуру скульптор часто стремится внести понятие "вечность времени". К таким можно отнести "Памятник жертвам пожара. Стрижи. Память" и "Надгробный памятник Тенгизу Хузангаю". В них ярко выступают такие художественные средства, как метафора, аллегория, иносказание. Их синтез, поднимаясь до уровня символа, создает образы "вечности жизни" умных, ничем не виновных, обнаженно чистых и красивых, не успевших еще познать ни горя, ни счастья, не умевших защищаться против зла, против сил самой природы юных девочек и мальчиков.
В. Нагорнов, наряду с перечисленными художественными средствами, часто прибегает к приему прямого изображения. Одним из ярких примеров этого служат "Памятники-бюсты братьям Н.М., М.М. и З.М. Таланцевым". Это художественное средство присутствует и в "Памятнике офтальмологу Святославу Федорову". Образ, благодаря умело найденной классической композиции, включает в себя символ вечности ученого-гения, его открытий, что с такой силой и художественной мощью может передать, видимо, только монументальная объемная скульптура.
Автор в своих поисках, как он сам говорит, не может не развивать и декоративную направленность. Его "Ангел-хранитель", что в Историко-мемориальном комплексе города Ядрина, поднялся ввысь, в чистое небо, чтобы своими святыми крыльями обнять природу и людей.
Из монументальных барельефов лучшими художественными качествами и яркостью образов отличаются произведение "Добровольное вхождение чувашского народа в состав Русского государства", установленное в фойе Чебоксарской городской администрации, и "Ангелы-хранители" (фойе банка в Нижнем Новгороде).
Сюда же, вернее, к интересным барельефам, следует отнести семь овальных исторических образов великих деятелей чувашского народа, размещенных на огромной стене актового зала Чувашского государственного института Гуманитар-ных наук (П.Е. Егоров, Н.Я. Бичурин, И.Я. Яковлев, Н.И. Ашмарин, Н.В. Никольский, М.Я. Сироткин, В.Г. Егоров).
Наряду с монументальной формой в творчестве В. Нагорнова одно из центральных мест занимает станковая скульптура. Она по своим принципам, используемым художественным средствам и стилевому направлению принадлежит большим традициям академической школы, где конкретность, характер изображаемого человека, грамотная моделировка и точные технические приемы лежат в основе создания образа. Лучшие произведения: "Булгарка", "Зухди Чаколли", "Натурщица", "Афродита", "Взор", "Юная", "Мальчик", "Э.А. Ургалкин", "Доктор Бассам" и др. - свидетельствуют о таланте автора, об умении находить взаимосвязь между всеми важнейшими деталями произведения. В каждом образе - познание изображаемого, философская мысль.
По трактовке модели, образному строю произведения Владимира Порфирьевича очень часто перекликаются с работами монументалиста Владимира Нагорнова. При небольшом изменении каждый образ из интерьера мог бы выйти в окружающую природную среду и стать монументом. Это хорошо. В этом сила, таинственность и могущество образной системы ваяния.
Скульптор-монументалист, скульптор-станковист, создатель ярких образов в граните, дереве, бронзе и мраморе В.П. Нагорнов родом из XX века. Его произведения - богатство, честь и гордость чувашской нации, Правительства Республики и Российской Федерации. У ваятеля много друзей, поклонников, единомышленников как на малой родине - Ульяновской области, столице Чебоксарах, городах страны, так и за ее пределами - во Франции, США, Египте, Ливане, Сирии, Германии, Болгарии, Польше, Киргизии и Казахстане.
Пространство времени XXI столетия - новой эры человечества принадлежит, как и всем людям планеты Земля, мудрому и талантливому создателю прекрасного - В.П. Нагорнову и его творениям.
А.А. Трофимов, доктор искусствоведения