Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

Маскарадный слепок жизни

Лауреат национальной премии «Золотая маска», режиссер Московского музтеатра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Людмила Налетова ударными темпами ставит в Чебоксарах спектакль к грядущему 6 декабря оперному фестивалю.
В позапрошлом году наш зритель уже имел возможность лицезреть в фестивальных рамках звездную налетовскую работу «Мадам Баттерфляй», исполненную ее «родными» артистами. Нынче же Людмилу Николаевну пригласили сделать силами Чувашского театра оперы и балета редко исполняемую вещь Джузеппе Верди «Бал-маскарад».
Великий итальянский композитор, создавая в позапрошлом веке это произведение по заказу Неаполитанского оперного театра, взял за основу «попсовую» пьеску об убийстве далекого, как он думал, шведского короля Густава III (1746–1792). Однако местные власти все равно усмотрели в сюжете политические мотивы, и автору пришлось перенести действие вообще в XVII век, а также в Северную Америку.
– Для меня «Бал-маскарад» не просто конкретный бал, – рассказала «СЧ» Людмила Налетова. – Это наша нынешняя жизнь, когда все вокруг носят маски, притворяются друг перед другом, интригуют, устраивают заговоры, жены обманывают мужей, мужья – жен. Но рано или поздно происходит непоправимое и вмиг слетают маски. Вот тут-то оказывается, что ничего изменить уже нельзя. И на что потрачена без остатка жизнь человеческая? Неизвестно.
Для того чтобы как можно больше погрузить зрителей в пучину страстей с интригами, Налетова на пару с приглашенным художником Татьяной Спасоломской изобрели «футуристические» декорации, одновременно напоминающие лабиринт, посадочную площадку для НЛО и американские горки. А персонажи свои в целях «обратного» приближения к современным реалиям они одели в костюмы начала ХХ века, так называемой эпохи предчувствия Первой мировой войны.
– Оперу репетируем сразу огромными кусками, так как времени на раскачку просто нет, – сообщила Людмила Налетова. – Образно говоря, впихиваю в исполнителей их партии примерно так же, как родители насильно кормят кашей непослушного ребенка. Сегодня работаем пятый акт, завтра – шестой. Ну а то, что получится, – оценивать зрителям.
Кстати, у меня тоже есть верный метод оценки проделанной работы. После каждого своего спектакля иду к выходу из театра и инкогнито слушаю: о чем говорят друг с другом уходящие зрители? Если о том, что проголодались и «неплохо бы сейчас перекусить», – значит, я сработала плохо. А если о только что увиденном (пусть даже ругаясь) – значит, мне все-таки удалось не оставить их равнодушными!


"Советская Чувашия"
08 ноября 2006
00:00
Поделиться